Ирина Цырулева
Автозавод никому не должен, кроме московских
властей.
Автозавод ЗИЛ сообщил, что рассчитался с
основными кредиторами, и банкротить его нет оснований. Теперь он
ищет стратегического инвестора для организации локального
производства грузовиков или автобусов. Претендентов пока двое —
Daimler и Volvo Truck, с которыми ЗИЛ ведет переговоры. С партнером
завода московские власти определятся к концу года, рассказали «МН»
на предприятии.
Претензий кредиторов к старейшему отечественному
производителю грузовиков — заводу имени Лихачева было немало, и
Московский арбитражный суд рассматривал несколько заявлений о его
банкротстве. В конце 2010 года было прекращено производство по
заявлению компаний «Мобильные стройтехсистемы», «ПромАп-ресурс»,
«НЕО Кемикал», перед которыми завод погасил задолженность. А в
текущем году суд оставил без рассмотрения заявления
«Ростовэнергоремонта» и «Вологдаметаллоптторга» и прекратил
производство по искам крупного производителя лакокрасочных покрытий
компании «Эмпилс», а также «Газпром межрегионгаз Москва» и
«Комплекс систем доочистки». Последним в списке кредиторов
оставалось предприятие «Промкровля». Как пояснили «МН» на ЗИЛе,
долг перед этим предприятием составлял 4,7 млн руб., он был погашен
в ноябре из собственных средств завода.
Правительство Москвы, основной акционер ЗИЛа,
давно пытается спасти завод от банкротства. В прошлом году конвейер
предприятия практически постоянно простаивал, производство
составило всего 1,4 тыс. машин. Сейчас, по словам представителя
завода, на мощностях предприятия выпускается только грузовик
ЗИЛ-4331 с бензиновым и дизельным двигателем. Запуск производства
стал возможным благодаря поддержке московских властей. Столичное
правительство частично выплачивало долги предприятия. Самой Москве
завод оказался должен 6 млрд руб., весной этот долг был
реструктурирован. В сентябре автопроизводителю выделили еще 2 млрд
руб. на поддержание производства, других долгов у предприятия не
осталось.
Московские власти долгое время не могли
определиться, что делать с огромными площадями завода. Ранее
назывались как социальные проекты, например студенческий городок
Московской школы экономики, так и культурные — создание площадки
для строительства единого хранилища фондов московских музеев. К
территории ЗИЛа присматривались различные компании и инвесторы. В
отрасли говорили о том, что интерес проявляет Михаил Прохоров,
который совместно с компанией «Яровит Моторс» готовится в 2012 году
запустить в России производство электромобилей. А компания
«Ренова-стройгрупп», подконтрольная Виктору Вексельбергу,
предлагала создать исследовательско-внедренческий кластер, 500–700
тыс. кв. метров отдав под строительство офисной или жилой
недвижимости.
Как рассказали «МН» на ЗИЛе, сейчас ведутся
переговоры с Daimler о производстве автобусов и с Volvo Truck по
выпуску автокомпонентов грузовиков. «К концу года этот вопрос
должен проясниться», — отметил представитель ЗИЛа.
Ранее руководитель департамента науки,
промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы
Алексей Комиссаров говорил, что «основная концепция (развития
завода. — «МН») будет выработана до конца года, а в следующем году
будет уже детализированный план, ориентировочно в первом квартале».
Комиссаров объяснял в интервью BFM.ru в октябре, что использование
такой большой площадки практически в центре Москвы означает
необходимость решения транспортных, логистических вопросов, учета
интересов жителей, потребности в рабочих местах.
Расходы на создание производства могут составить от $12
до $50 млн, подсчитал аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков. Логичнее было бы перенести завод за пределы
Москвы, считает аналитик UBS Кирилл Таченников.
http://mn.ru/business_industry/20111123/307572768.html