Константин Чекериди
Международное рейтинговое агентство Fitch
понизило долгосрочный кредитный рейтинг Греции с уровня А- до BBB+
с "негативным" прогнозом. Снижение кредитного рейтинга отражает
увеличение показателя бюджетного дефицита Греции в 2009г. до 12,7%
от ВВП страны по сравнению с ранее прогнозируемыми 6%, говорится в
пресс-релизе агентства.
Аналитики Fitch добавляют, что существует
вероятность дальнейшего понижения рейтинга Греции в том случае,
если правительство страны не примет необходимых мер по снижению
дефицита государственного бюджета.
Таким образом, Греция за последние десять лет
стала первым государством Евросоюза, лишенным кредитного рейтинга
А. Кроме того, несколькими днями ранее агентство Standard &
Poor's также заявляло о намерении пересмотреть рейтинг Греции.
ВВП Греции, по прогнозам Bank of America –
Merrill Lynch, сократится в 2009г. на 0,3%. В 2010г. ожидается его
рост на 2,1%, а в 2011г. – на 2,8%. Этот показатель находится в
целом на среднеевропейском уровне. Между тем инфляция в Греции –
самая высокая среди всех стран Евросоюза: в 2009г. она составит
2,1% (в следующем по уровню инфляции государстве – Нидерландах –
показатель ожидается на уровне 1,4%). Кроме того, в 2010г.
инфляционное давление в Греции повысится до 2,3%, а в 2011г. – до
2,5%. Таким образом, по названным показателям развития экономика
этой страны выглядит чуть хуже среднеевропейского уровня. Стоит
отметить, что ВВП Греции в абсолютном выражении составляет лишь
порядка 2,2% ВВП Евросоюза. Так что ухудшение положения в Греции
вряд ли окажет сильное влияние на экономику Европы.
Вместе с тем для властей страны это достаточно
серьезный сигнал к началу сокращения государственных расходов, если
Греция хочет привлечь иностранные инвестиции. Политика ЕЦБ в
большей степени исходит из экономического состояния Германии и
Франции, и Греция в данном случае играет роль "догоняющего".
Опасения рейтингового агентства Fitch в первую
очередь вызвало увеличение бюджетного дефицита страны – по
прогнозам аналитиков, он в 2009г. должен превысить 10%. Следует
отметить, что для мировой экономики в посткризисное время вполне
характерен дефицит национальных бюджетов. Так, дефицит бюджета
относительно ВВП превышает рубеж в 10% у США, Японии, Испании,
Ирландии, Исландии и Индии. В целом на долю этих стран приходится
порядка 43% мирового ВВП. Средний для Европы показатель бюджетного
дефицита находится на уровне 8%.
Заместитель руководителя аналитического
отдела ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн отметил, что Греция обладает
достаточно высокой долговой нагрузкой и большим дефицитом бюджета.
Ожидается, что дефицит бюджета этой страны в 2010г. будет выше 10%
от ВВП. Отношение госдолга Греции к ВВП уже сейчас одно из самых
высоких среди государств экономического сотрудничества и составляет
чуть менее 100%. Снижение суверенного рейтинга связано с ожиданием
увеличения госдолга Греции. По мнению эксперта, текущее уменьшение
рейтинга этой страны не отразится на политике ЕЦБ, а следовательно,
не окажет сильного влияния на курс евро.
Аналитик UBS Limited Александр Киртсис осторожно
относится к перспективам экономического и финансового
восстановления в Греции, поскольку государственный дефицит является
сдерживающим фактором роста экономики и кредитного рынка страны.
Основными причинами формирующегося дефицита эксперт называет слабый
рост кредитного рынка и высокие налоги, сдерживающие увеличение
доходов бюджета.
Однако позитивным является тот факт, что
греческий фондовый рынок растет достаточно уверенно, бюджеты банков
вполне сбалансированы и уровень ликвидности сравним с прочими
европейскими странами. В этих условиях сдерживание государственного
дефицита окажет значительное влияние на увеличение доходов банков,
а следовательно, и рост кредитного сектора. Греческое правительство
с одобрения Европейского союза готовится пересмотреть Stability and
Growth Pact. Возможно, в результате будут предприняты конкретные
шаги для нормализации ситуации.
Начальник аналитического отдела ИК "Церих
Кэпитал Менеджмент" Николай Подлевских отмечает, что снижение
потока туристов в текущем году "сгустило тучи над Грецией". Если в
2008г. страна занимала восьмую строчку среди государств с высоким
уровнем долга по отношению к ВВП (он составил 97,4%) наряду с
Сингапуром (99,2%) и Бельгией (89,6%), то по результатам 2009г.
Греция может подняться в этом рейтинге вследствие роста уровня
госдолга.
Само по себе снижение рейтинга и выбывание
Греции из элитной группы с наивысшим рейтингом (A) не является
слишком большой угрозой, продолжает специалист. Так, Россия вполне
комфортно чувствует себя в группе B. Однако реакция рейтингового
агентства Fitch, скорей всего, является запоздалой, и вероятность
неприятных явлений в Греции все же не исчезающе мала. По словам
Н.Подлевских, наблюдающееся в последнее время резкое снижение курса
евро по отношению к американской валюте как раз и отражает опасения
рынка по поводу возможности подобного развития событий в Европе в
целом.
По мнению эксперта, развитые европейские
государства в кризисных условиях отказались тащить за собой
проблемные страны. "Они будут выплывать самостоятельно. Политика
ЕЦБ в данном вопросе не может полностью учитывать интересы каждой
страны. Думается, что в вопросах перспективного повышения ставки
ЕЦБ, скорее всего, будет следовать в фарватере решений ФРС", –
резюмировал Н.Подлевских.
Аналитик отдела анализа рынка акций ИБ "КИТ
Финанс" Дмитрий Полевой отметил, что снижение рейтинга Греции – это
лишь следствие существенного роста государственного долга страны –
до уровня около 12,5% от ВВП с вероятностью дальнейшего увеличения,
что заметно выше показателей других государств еврозоны. По мнению
эксперта, о дефолте речи не идет, рейтинг остается на
инвестиционном уровне и, для сравнения, превышает рейтинг России.
Что касается европейской экономики, то каких-либо существенных
негативных последствий для нее это решение рейтингового агентства
пока не несет. Правила еврозоны предписывают странам поддерживать
госдолг на уровне не более 60% от ВВП, а любое превышение чревато
предписанием о снижении долговой нагрузки до установленных
нормативов. Однако на практике, особенно в условиях кризиса, на эти
ограничения власти смотрят сквозь пальцы, поскольку бюджетные
вливания остаются основным антикризисным механизмом.
"Мы полагаем, что ставки в еврозоне будут
оставаться на текущем уровне как минимум до конца 2010г., поскольку
инфляционные риски останутся низкими, а восстановление экономики –
умеренным. Вместе с тем курс на полный или частичный отказ от
нетрадиционных мер монетарной политики может быть продолжен,
поскольку на фоне стабилизации ситуации на денежном рынке
потребность в них снижается", – резюмировал Д.Полевой.
В свою очередь заместитель начальника
аналитического департамента "Арбат Капитала" Алексей Павлов
отметил, что финансовое положение Греции сейчас довольно тяжелое,
однако вероятность странового дефолта близка к нулю. В случае же
реальной угрозы ЕС сделает все возможное и невозможное для
предотвращения суверенного банкротства. Ведь иначе эта ситуация с
большой вероятностью может дать толчок/положить начало второй волне
коллапса на финансовых рынках, а два мощных шока за столь короткое
время мировая экономика может и не пережить.
По словам эксперта, ЕЦБ, как и ФРС, сейчас
начинает задумываться над тем, когда и каким образом начинать
сворачивание сверхмягкой монетарной политики. "Жан-Клод Трише тут
вряд ли побежит впереди Бена Бернанке. А судя по последним
макроэкономическим данным, до момента увеличения учетных ставок
даже за океаном осталось никак не менее полугода", – говорит
А.Павлов. Анонсирование Б.Бернанке ужесточения монетарной политики
в следующем году приведет к коррекции на рынках и укреплению
доллара по отношению к евро. Однако это лишь среднесрочная
тенденция. Глобально же в мировой экономике происходит
трансформация моновалютной (доллар) мировой финансовой архитектуры
в бивалютную (доллар и евро), а потому спрос на евро, как и его
стоимость, в перспективе будет расти.