Срок сделки по продаже концерна Magna и
Сбербанку сорван
Дмитрий Ъ-Беликов, Евгений Ъ-Хвостик, Седа
Ъ-Егикян
Канадская Magna и российский Сбербанк не смогли
к 15 июля договориться с General Motors (GM) о продаже им немецкого
Opel и теперь рассчитывают это сделать до 20 июля. Новый дедлайн
также может быть сорван -- Magna не согласовала с GM ни стоимость
сделки, ни периметр покупаемых активов, ни вопрос использования
интеллектуальной собственности Opel. В GM уже говорят, что
конкурирующие предложения от китайской BAIC и бельгийской RRJ не
менее интересны. Но поддержать сделку в Германии должен лично
президент Дмитрий Медведев.
Вчера истек срок, к которому канадская Magna и
Сбербанк (их технологическим партнером выступает группа ГАЗ)
намеревались договориться с GM по покупке у него контрольного
пакета акций (55%) Opel. Как и предполагал "Ъ" 29 июня, стороны так
и не достигли договоренности о сделке. В штаб-квартире Magna "Ъ"
сказали, что "переговоры продолжаются" и содиректор Magna Зигфрид
Вольф "надеется подготовить контракт для подписания (с GM.-- "Ъ") в
этом месяце". В GM Europe "Ъ" также сказали, что "работа с Magna
еще не закончена". Но, подчеркивают в GM Europe, "меморандум о
взаимопонимании с Magna не является эксклюзивным", то есть концерн
может вести переговоры с другими претендентами -- китайской
корпорацией BAIC и бельгийским инфестфондом RHJ International. В GM
Europe заверили, что конкурирующие предложения "направлены на
долгосрочное развитие Opel и выплату всех государственных
кредитов". Сроков достижения каких-либо конкретных договоренностей
по Opel стороны не называют.
По словам источников "Ъ", участвующих в
переговорах по Opel, теперь Magna рассчитывает договориться с GM до
20 июля. Но канадской компании придется улучшать свое предложение
"как по цене, так и по обязательствам (которые берет на себя
покупатель.-- "Ъ")", считает собеседник "Ъ" (об этом же сообщила
вчера The Wall Street Journal, WSJ). Но этот вопрос "еще даже не
согласован со Сбербанком". Ранее предполагалось, что Magna и
Сбербанк предложат за контрольный пакет Opel около €500 млн и
рассчитывают на госгарантии для компании со стороны Германии на
€4,5 млрд. BAIC, по данным WSJ, оценила 51% акций Opel в €660 млн,
но просит "меньше госгарантий". RHJ оценила Opel в €300 млн, но
просит всего €3,8 млрд госгарантий.
Собеседники "Ъ" сомневаются, что Magna сможет
договориться с GM до 20 июля. Ни одно из принципиальных разногласий
до сих пор не снято, говорят они. Magna не может договориться с GM
о периметре покупаемых активов, использовании наработок,
технологий, прав интеллектуальной собственности Opel и Chevrolet
(Magna также рассчитывает взять на себя сбыт этой марки в России).
Кроме того, GM рассчитывает на возможность выкупа Opel обратно
после того, как его финансовое положение стабилизируется.
Однако предложение Magna поддерживают как власти
земли Гессен (где расположены производства Opel), так и профсоюз
немецкого производителя. Премьер-министр земли Гессен Роланд Кох
вчера впервые открыто заявил, что если владельцем Opel станет не
Magna, а кто-то другой, то земля "откажется предоставить свою часть
бридж-кредита" для Opel (его сумма оценивается в €1,5 млрд, из
которых €474 млн должна внести земля). Профсоюз Opel распространяет
среди его сотрудников листовки со словами о том, что RHJ "ничего не
понимает в автомобилях" и что сделка с этим фондом может привести к
"социальной бойне", так как под началом RHJ "все останется
по-старому" и "в итоге компания потерпит крах". Про предложение
BAIC ничего не говорится.
Лоббировать интересы Magna и Сбербанка намерены
российские власти. Помощник президента России Сергей Приходько
заявил вчера, что на открывающемся сегодня саммите Россия--Германия
Дмитрий Медведев будет поддерживать сделку, назвав ее "полезной".
Михаил Пак из ИФК "Метрополь", впрочем, утверждает, что
противоречия, с которыми столкнулись Magna и GM, "просто невозможно
снять меньше чем за неделю". С ним согласен и Михаил Лямин
из Банка Москвы, который напоминает, что недавно GM вышла из
процедуры банкротства и теперь "обновленный GM наверняка будет
стараться диктовать более жесткие требования к покупателям своих
активов". Насколько реален срыв сделки между Magna и GM, аналитики
пока предсказать не берутся.