ОАО "АвтоВАЗ" сохранит производство
"классических" моделей автомобилей и семейства "Са-мара-2" минимум
до 2009 года. Ранее предполагалось, что в течение пяти лет на
заводе начнется выпуск 12 новых моделей. Изменение планов
фактически означает, что к 2010 году ВАЗ не сможет предложить рынку
ничего нового. После того, как "Рособоронэкспорт" получил ВАЗ в
антикризисное управление, совет директоров завода принял стратегию
развития до 2020 года. В соответствии с ней предполагалось
разработать сразу четыре новых автомобиля - класса В, С, D и
внедорожник. По данным сайта www.rbc.ru, ВАЗ в течение ближайших
пяти лет намеревался запустить в производство 12 новых моделей.
Тогда же в "Рособоронэкспорте" говорили о строительстве нового
завода и инвестировании в него $5 млрд. Согласно плану развития до
2020 года, в Тольятти планировалось прекратить производство
автомобилей "пятой" и "седьмой" моделей уже к 2007 году. Их должны
были заменить автомобили на основе новых технологий. Однако в
начале ноября на ВАЗе состоялось совещание с участием
представителей предприятий-поставщиков, на котором присутствовали
технический директор автозавода Сергей Гайсин и заместитель
генерального директора предприятия по закупкам Владислав Матус. По
информации "СО", на совещании представители руководства завода
заявили, что ВАЗ сохраняет производство "классики", а также
автомобилей семейства "Самара-2" до 2009 года. Не исключено, что
срок будет пролонгирован до 2010 года. Дополнительных комментариев
по новым планам автозавода в пресс-службе ВАЗа предоставить не
смогли. Не удалось прояснить ситуацию и в пресс-службе
"Рособоронэкспорта". Аналитик ИФК "Метрополь" Александр
Жуков считает, что о крахе предложенной "Рособоронэкспортом"
программы развития ВАЗа стало понятно еще летом, когда появилась
информация, что желаемых инвестиций на строительство нового
автозавода не будет. Последние надежды на то, что
завод получит новую динамику развития, отпали после ухода с ВАЗа
Игоря Есиповского. Как прокомментирован "СО" источник на одном из
предприятий-поставщиков ВАЗа, участвовавшем в совещании, подобный
исход событий стоило прогнозировать сразу после прихода команды
"Рособоронэкспорта" на автозавод. По мнению источника, все
сделанные на первом этапе заявления руководителей были следствием
незнания ситуации на ВАЗе и слишком оптимистического настроя.
Заявления, сделанные на предприятии его руководством, говорят о
том, что на задекларированных вскоре после прихода на ВАЗ новой
команды менеджеров - выходцев из "Рособоронэкспорта" можно
поставить крест. Дилеры ВАЗа неоднозначно оценили решение
руководства автозавода пока сохранить производство ныне
выпускающихся моделей. Так, по мнению представителя одной из
тольяттинских автоторговых фирм, "классика" и "Самара-2" - это
основа финансового благополучия ВАЗа. "Если бы автозавод в
ближайшее время отказался от производства этих марок, мог произойти
резкий спад продаж", - говорит источник С другой стороны, к 2010
году ситуация на российском авторынке изменится не в пользу ВАЗа.
"Будут ли пользоваться спросом его автомобили по нынешним ценам,
большой вопрос", - резюмирует он. Однако практически наверняка
можно говорить о том, что в 2010 нынешние модели по ценам, близким
к стоимости иномарок, будут абсолютно не востребованы. Уже сегодня,
в результате того, что за 2006 год цена на вазовские автомобили
повышалась 7 раз, на дилерских площадках простаивает порядка 75
тысяч машин. Как прокомментировал "СО" директор автосалона
"СОК-Лада" Александр Новиков, если говорить о "вазовской"
продукции, то резкое повышение цен в течение года не может привести
к желаемому результату. Стоимость "вазовской" продукции вплотную
приблизилась к ценам на недорогие иномарки. Решение ВАЗа отложить
запуск в производство современных моделей автомобилей фактически
ставит крест на каких-либо перспективах работы завода: к 2010 году
ВАЗу просто нечего будет предложить рынку, так как морально
устаревшие автомобили по сколь-нибудь приличным ценам покупать уже
никто не будет.