Константин Ранкс
Сокровища легендарного судна «Фрау Мария» будут
подняты со дна Балтийского моря. Бесценный груз - картины и
скульптуры, дар Екатерины Второй, который императрица заказала в
Голландии для Эрмитажа. На сокровища, стоимость которых превышает
сотни миллионов долларов, претендуют сразу три государства -
Россия, Финляндия и Швеция. За картины заплатили из русской казны,
судно было голландским, а затонуло оно у берегов Финляндии.
Новость о готовящемся в 2010 году подъеме
затонувшей в октябре 1771 года у финских берегов голландской
торговой шхуны «Фрау Мария» в некотором смысле вызвала в России
ажиотаж, как будто этих сокровищ как раз не хватало для преодоления
экономического кризиса. В Финляндии по этому поводу ничего не
говорят, кроме подтверждения факта проходивших в Москве совещаний
экспертов. Об этой, и других историях, связанных с затонувшими
судами, рассказывает корреспондент «Фонтанки.ру» в Финляндии.
Вокруг «Фрау Марии» уже столько спекуляций, что
нужно сначала обнародовать факты - прежде, чем обсуждать версии.
Итак, что же известно доподлинно?
12 августа 1771 года из Амстердама в Петербург
вышел голландский кофф — купеческое судно с грузом уникальных
произведений искусства, приобретенных у наследников известного
голландского мецената Геррита Браамкампа, скончавшегося весной того
же года.
О продаже коллекции узнала Екатерина Великая, которая и поручила
послу России в Голландии Дмитрию Голицыну приобрести лучшее.
Покупка Екатерины оценивается в сумму от 60 до 80 тысяч рублей
серебром. То, что не взяла императрица, купили на аукционе
доверенные лица графа Панина, князя Голицына, графа
Разумовского...
Вот все эти ценности и были погружены на судно «Фрау Мария».
Картины, в том числе полотна Рембрандта, были свернуты и запаяны в
свинцовые тубы, которые укладывались в ящики и заливались воском.
Кроме картин купец вез в Петербург драгоценный фарфор, изделия из
серебра и бронзы и бочонки с золотыми монетами.
Достоверно известно, что «Фрау Мария» 3 октября
1771 года налетела на скалы в шхерах неподалеку от города, который
сейчас по-фински называется Турку. Судно пытались спасти четыре
дня, но 7 октября оно, набрав полные трюмы воды, ушло на морское
дно, где и лежит поныне на глубине около 40 метров.
Некоторые важные моменты
В прессе царит путаница, в каких же водах
затонула «Фрау Мария»? Ответ однозначный — она затонула в шведских
водах, неподалеку от города Або (по-фински - Турку). Тогда вся
Финляндия была под властью шведской короны.
Именно поэтому, согласно действовавшему в те
годы шведскому закону, все, что было спасено в ходе
кораблекрушения, подлежало продаже с аукциона. 25% от вырученной
суммы получали спасатели, все остальное — шведская казна.
К слову сказать, спасательные операции в то
время в Швеции были организованы по-особому — мало того, иногда
«спасатели» сами инициировали кораблекрушения, разжигая ложные
сигнальные огни на берегу.
В случае с «Фрау Марией» начался серьезный
скандал — канцлер Никита Панин, узнав о гибели «Марии», написал
губернатору Або Кристоферу Раппе изысканное письмо с просьбой тут
же начать подъем ценностей с судна — у шведов была отработанная
методика подводных работ, возможно, лучшая в Европе.
Губернатор отказал, ссылаясь на шведские законы,
но запросил государя. Россияне были готовы еще раз заплатить за
свое добро, но шведский король Густав III распорядился все
спасенное отдать российской стороне. В том числе и то, что будет
спасено в ходе спасательных работ, которые нужно было оплачивать
отдельно.
Однако вскоре стало ясно, что «Фрау Мария»
просто исчезла, куда-то уплыла. Смета поиска затонувшего судна
росла как снежный ком. Шла речь о фрахте десятков поисковых судов.
Но это были просто бешеные деньги. И императрица решила не умножать
расходов, финансируя столь сомнительное предприятие.
Спустя десятилетия, в 1809 году Финляндия на
правах Великого Княжества вошла в Российскую Империю. Но не в
Россию — которая тогда юридически называлась «Московским Царством».
Александр Первый, внук Екатерины Великой принял к титулу «Царь
Московский» и титул «Великий Князь Финляндский». Финляндия получила
свое самоуправление, таможенные законы и прочие атрибуты автономии.
Включая и право распоряжаться всем, что расположено на ее
суверенной территории.
Что-то нашлось...
В 1953 году финские рыбаки близ города Котка
зацепились сетями за какой-то предмет на морском дне. На картах в
этом месте ничего не было указано. Спустившиеся водолазы увидели
стоящий на дне на ровном киле парусник в прекрасном состоянии. За
мачты как раз и зацепились рыбаки своими сетями.
Таких затонувших кораблей в финских водах много,
но в 1956 году в Стокгольме подняли старинный фрегат «Васа», и в
Швеции началась настоящая подводная лихорадка. И вот несколько
шведских аквалангистов осмотрели затонувший объект у острова
Борсте. В 1961 году там были найдены 34 замечательных золотых
табакерки и золотые ювелирные полуфабрикаты. За раскрытие
исторической тайны взялся финский историк Кристиан Альстрем.
Потребовалось много сил, чтобы узнать, что судно, везшее
драгоценности в Петербург, называлось «Святой Михаил», и затонуло
оно в 1747 году. До сих пор лежит на дне, и его трюмы далеко не
опустели. Но это тема отдельного рассказа.
Мы упомянули о нем, потому что именно при
архивных поисках «по делу Святого Михаила» Альстрем и нашел
упоминания о «Фрау Марии». И вот, в 1999 году группа финских
аквалангистов во главе с Райно Койвусаари нашла на морском дне
«Фрау Марию», используя современные сонары, карты течений и
компьютерное моделирование. Они не залезали в трюмы корабля, а
обратились с заявлением о находке к властям, и потребовали
компенсации за поисковые работы.
Однако многочисленные судебные прения ни к чему
не привели — с точки зрения финского закона о культурном наследии,
финскому государству принадлежит все, что пролежало в его
территориальных водах более 100 лет. Правда, не все разделяли такую
позицию, и в Финляндии, например, профессор морского права Питер
Веттерстейн полагал, что корабль, шедший из Голландии в Россию, и
лишь по воле волн затонувший у финских берегов, не имеет никакого
отношения к культурному наследию Финляндии.
Так бы и шла тихая борьба в финских судах, если
бы водолазы не начали общаться с прессой, пытаясь найти правду.
Этой историей заинтересовался в 2000 году ведущий журналист
финского журнала «Новые рубежи» Алексей Смирнов, который не только
организовал информационную кампанию в России, достучавшись до Думы,
но и издал в Стокгольме, где постоянно работает, книгу на русском и
шведском языках о последнем плавании «Фрау Марии».
Позиции сторон
Финское государство ссылается на собственное
законодательство, доказывая, что судно является достоянием
Финляндии, и ей решать, что с ним делать. Зона, где лежит «Мария»,
запрещена для стоянки судов, там постоянно действует морская
полиция.
Поднимать же «Фрау Марию» финнам не с руки —
тогда встанет вопрос, куда, кому отойдут ценности с судна. Может
так статься, что их придется отдать России, но тогда кто
компенсирует расходы на подъем? Торговать же ими — тоже не с
руки...
Существует частный проект, в котором
задействован Шелль Эдваль, известный шведский бизнесмен и
профессиональный менеджер по подъему затонувших кораблей. С
российской стороны проект частного подъема поддерживает крупный
российский предприниматель Михаил Слипенчук, который уже
спонсировал строительство памятника крейсеру «Варяг» в
Шотландии.
Российская сторона предлагает работу по
извлечению корабля со дна морского провести на паритетных началах.
Частный консорциум поднимет корабль, сделает из него экспозицию —
своеобразный плавмузей для перемещения по портам Балтики. А Россия
предлагает Финляндии два военных корабля, затонувших неподалеку от
Петербурга, с ценностями, представляющими интерес для финской
национальной истории — взамен ценностям на «Фрау Марии».
Пока что идет исследование корпуса корабля — в
любом случае этим надо заниматься. Россияне считают, что нужно
поднимать шхуну как можно скорее — пока до нее не добрались «черные
водолазы». Официальное представительство Финляндии не пришло к
какому-либо решению, и пока ведет консультации с российскими
коллегами.
Ну, а по мнению финских ученых, в частности,
научного сотрудника Института морских исследований Финляндии Юхи
Флинкмана, который совершил множество погружений к Wrouw Maria,
груз этого судна принадлежит России. В интервью журналу «Новые
рубежи» осенью 2007 года он согласился с тем, что российская идея
сделать из голландского судна музей — прекрасное решение проблемы.
А груз должен отправиться туда, куда он и шел — в Петербург, в
Эрмитаж.
P.S.
Пока ломаются копья вокруг
Wrouw Maria, в стороне остается вопрос о подъеме груза «Святого
Михаила». Это было российское судно, ходившее под военным флагом, и
тут у России есть все шансы получить свои ценности. А вообще-то
Финский залив и Архипелаг усыпаны затонувшими кораблями не в
меньшей степени, чем дно Карибского моря. А значит, новости о
сокровищах затонувших кораблей будут появляться на информационных
лентах вновь и вновь.