Иномарки идут на обгонРоссияне заплатили за них больше, чем за
отечественные машины
Елена Виноградова, Татьяна Романова
В этом году россияне впервые потратят на покупку
новых иномарок больше денег, чем на продукцию отечественного
автопрома. Российские автолюбители в этом году уже заплатили за
импортные автомобили на $2 млрд больше, чем за отечественные.
Правда, по мнению торговцев, чтобы догнать “местных” по числу
проданных машин, иностранным концернам понадобится еще лет
семь.
В 2004 г. в России объем продаж новых иномарок в
денежном выражении существенно превысит выручку от продаж
отечественных машин, прогнозируют аналитики. Например, по подсчетам
Объединенной финансовой группы (ОФГ), на новые импортированные
автомобили покупатели потратят в этом году $4,8 млрд и еще около $2
млрд — на иномарки, собранные в России (с учетом “Шеви-Нивы”). А
вот отечественные автозаводы заработают на продаже своих
автомобилей лишь $4,3 млрд, утверждает аналитик ОФГ Елена Сахнова.
У автодилеров цифры выше: по словам Сергея Алексейчука,
вице-президента Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД),
уже сейчас в России иномарок продано на $6 млрд, а отечественных
автомобилей — более чем на $4 млрд. При этом по сравнению с прошлым
годом продажи иномарок выросли на 80%, а отечественных машин — на
5-10%. За девять месяцев этого года было продано 245 000 новых
иномарок и 731 000 российских автомобилей. А по итогам года,
прогнозирует РОАД, объем продаж иностранных автомобилей достигнет
$7,6 млрд, а отечественных машин — $5 млрд. Аналитики
тольяттинского агентства ladaonline отмечают, что рост выручки
отечественных автозаводов достигается в основном за счет повышения
цен на машины, а не увеличения объемов продаж. Дмитрий Иващенко,
директор по развитию дилерской сети Ford Motor в России, считает,
что продажи отечественных автомобилей в ближайшие годы останутся
прежними, а рынок, который за этот период вырастет почти в два
раза, будут завоевывать иномарки. По данным компании “АСМ-холдинг”,
флагман российского автопрома — “АвтоВАЗ” в январе — сентябре
сократил свою долю в объеме продаж легковушек более чем на 5% до
66%. Продажи автозавода за девять месяцев, по данным
“АСМ-холдинга”, выросли лишь на 0,4%, тогда как, например,
корейская марка Hyundai “выросла” более чем в 3,5 раза до 33 600
автомобилей, японская Toyota — в 1,8 раза до 33 000 автомобилей, а
Ford — в 2 раза до 26 500 автомобилей. Правда, как отмечал Иващенко
из Ford Motor в выступлении на недавней конференции “Автодилер”,
чтобы догнать по объему продаж отечественные автомобили, иномаркам
потребуется еще семь лет — лишь к 2010 г. в России будет
продаваться 800 000 — 1 млн иностранных автомобилей в год. Игорь
Пономарев, финансовый директор группы Genser, говорит, что
российские автодилеры находятся сейчас в состоянии эйфории — рост
продаж иномарок опережает все прогнозы, а рентабельность
существенно выше, чем на Западе. Например, по данным Ford Motor,
рентабельность дилера, работающего с массовыми брэндами, в Европе
составляет 1-2% от оборота, а в России не опускается ниже 3%. По
словам Пономарева, рентабельность продаж Opel составляет 6,3%,
Nissan — 6%, Daewoo — 4%, Renault — 3,6%. Однако участники недавней
конференции “Автодилер-2004” дружно говорили о том, что дилерам
пора готовиться к ужесточению конкуренции на рынке. Правда, никто
не может предсказать, когда она наступит. По мнению Алексейчука,
продажи иномарок в России будут увеличиваться еще около семи лет.
Однако делать прогноз их динамики он не берется. “Это зависит от
слишком многих факторов. Например, в начале 2004 г. эксперты
предсказывали 30%-ный рост [продаж иномарок], а к концу года
получилось в два с лишним раза больше”, — объясняет Алексейчук.
Елена Сахнова полагает, что импорт автомобилей будет расти вплоть
до 2013 г. А доля отечественных автомобилей на рынке — снижаться на
несколько процентов в год. У отечественного автопрома три главные
проблемы, считает Сахнова: невысокое по сравнению с иномарками
качество, отсутствие новинок и постоянно растущая цена,
приблизившаяся уже к дешевым иномаркам. А аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев
напоминает, что многие иномарки сейчас в обслуживании обходятся не
дороже отечественных, а на сервис корейского автомобиля можно
потратить на 20-30% меньше, чем на обслуживание отечественной
машины. Впервые российские автомобили на отечественном рынке
оказались в проигрыше еще по итогам 2002 г. — тогда их по объему
продаж обошли подержанные иномарки. Последних было продано на $3,2
млрд против $3 млрд, вырученных за российские автомобили. Правда,
тогда никто из аналитиков даже не мог предположить, что уже через
два года 1-е место по объему выручки на рынке займут новые
иномарки.