ПРАЙМ: Темпы роста авиаперевозок в РФ в 2013 г могут замедлиться до 6-7% - эксперты
Рынок пассажирских авиаперевозок РФ в последние
годы растет, опережая среднемировые показатели. Основной рост в
первом полугодии 2012 года, как и в предыдущие периоды, обеспечили
четыре крупнейших российских авиаперевозчика: ОАО "Аэрофлот"
<AFLT>, ОАО "Трансаэро" <TAER> , ОАО "ЮТэйр"
<UTAR> и группа S7 (ОАО "Сибирь"<AVSI> и ОАО
"Глобус").
При этом аналитики, опрошенные агентством
"Прайм", отмечают, что темпы роста в 2013 году могут замедлиться до
6-7%, а некоторые из них прогнозируют замедление уже во втором
полугодии 2012 года.
ЛИДЕРЫ РОСТА
По итогам 2011 года российские авиакомпании
перевезли 64 миллиона человек, что на 17% больше, чем в 2010 году.
В первом полугодии 2012 года перевозки также увеличились на 17%, до
31,943 миллиона человек. На долю четырех крупнейших
авиаперевозчиков пришлось более 23 миллионов человек.
Авиакомпании "Аэрофлот", "Трансаэро", S7 и
"ЮТэйр" по итогам первого полугодия 2012 года показали рост на
27,2%, 25,8%, 27,7% и 40,9% соответственно.
То есть три авиакомпании показывают
приблизительно одинаковые темпы роста.
Перевозки "ЮТэйра" (контролируется НПФ
"Сургутнефтегаз" <SNGS>)растут быстрее, чем у остальных
авиакомпаний. По итогам первого полугодия авиакомпания перевезла
3,883 миллиона человек.
"Я бы сказала, что мы превышаем рост рынка
авиаперевозок в развитых странах, и это нормально, так как у нас
огромный потенциал, как у страны с развивающейся экономикой, где
коэффициент проникновения авиаперевозок достаточно низок. Ближний
Восток, например, также показывает результаты выше среднего по
рынку", - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена
Садовская.
"Аэрофлот" (государство владеет 51% акций) за
первое полугодие перевез 7,938 миллиона человек. Вместе с "дочками"
(ОАО "Россия", ОАО "Оренбургские авиалинии", ОАО "Владивосток
Авиа", ОАО "Донавиа" и ОАО "Сахалинские авиатрассы") этот
показатель составил около 12 миллионов человек.
Авиакомпания "Трансэро" (контролируют
авиакомпанию супруги Александр и Ольга Плешаковы) перевезла 4,33
миллиона человек. Авиакомпании группы S7 (контролируются супругами
Владиславом и Натальей Филевыми) перевезли 3,548 миллиона
человек.
ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА
По мнению аналитиков, замедление темпов роста
авиаперевозок в 2013 году в первую очередь будет связано с
замедлением роста экономки. Аналитики отмечают, что авиаперевозки
крайне чувствительны к кризисным явлениям.
"На мой взгляд, во втором полугодии темпы роста
сохраняться на текущих уровнях, но уже в следующем году я ожидаю
замедление до 6-7%", - считает аналитик "Инвесткафе" Андрей
Шенк.
Темпы роста авиаперевозок очень сильно зависят
от роста экономики в целом. В связи с замедлением темпов
экономического роста в следующем году, объем авиаперевозок также
будет расти медленнее, рассуждает Шенк.
По словам аналитика ИК "Регион" Аллы Юровой, в
следующем году ожидается замедление темпов роста рынка до 6%. Это
связано со сложной экономической ситуацией в мире, а также с
исчерпанием потенциала рынка при существующем уровне доходов
населения. "Для того чтобы продемонстрировать более впечатляющие
темпы роста, на наш взгляд, при прочих равных, будет необходим
качественно новый скачок в доходах населения", - говорит она.
По мнению Садовской, в первой половине второго
полугодия резкого падения трафика не будет.
"Второе полугодие захватывает три месяца
высокого сезона (июль, август, сентябрь), которые определяют
перформанс рынка за вторые шесть месяцев года. Я полагаю, что в
первой половине второго полугодия резкого падения трафика не будет:
отпуска распланированы, и все уже давно забронировано и оплачено",
- говорит аналитик.
При этом эксперты из ИФК "Метрополь"
и ИК "Регион" считают, что темпы роста авиаперевозок начнут
замедляться уже во втором полугодии 2012 года.
"Думаю, темпы могут замедлиться.
Помимо наблюдающихся кризисных явлений, я бы отметил еще и
постепенное насыщение рынка – перевозки росли высоким темпами в
2010 и 2011 году и база для сравнения уже весьма высокая, с нее
тяжело продолжать расти высокими темпами", - считает аналитик
"Метрополя" Андрей Рожков.
С ним соглашается и Юрова, отмечая, что
замедление темпов роста во втором полугодии уже идет.
"В целом по году мы ожидаем рост
пассажирооборота на 15,4%, пассажиропотока – на 13,8%. Замедление
темпов роста рынка связано с относительно небольшим увеличением
покупательной способности населения в текущий период", - говорит
аналитик.
САМЫЙ СТОЙКИЙ
Большинство аналитиков отмечают, что наиболее
устойчивыми авиакомпаниями являются "Аэрофлот" и "ЮТэйр", затем
"Трансаэро" и S7.
"На мой взгляд, самым устойчивым с точки зрения
финансового состояния пока является "Аэрофлот". Из-за сравнительно
невысокого соотношения чистого долга к EBITDA, показатель находится
на уровне 0,61, однако последнее время наблюдается тенденция к
увеличению затрат, в конечном итоге это может сказаться на
платежеспособности. На второе место я бы поставил "ЮТэйр", у
которой есть некоторая "подушка безопасности" в виде вертолетного
бизнеса, где конкуренция не так высока, однако довольно высокая
долговая нагрузка. Третье место разделяют S7 и "Трансаэро", где
уровень долга высок", - считает Шенк.
Клиентов первым может начать терять "Аэрофлот"
из-за более высоких тарифов, однако это произойдет только на тех
линиях, где есть конкуренция, считает эксперт.
"Если говорить о пассажиропотоке, то я
бы отранжировал так: "Аэрофлот", "ЮТэйр", "Трансаэро", S7", -
говорит Рожков.
Садовская выделила из этой четверки "ЮТэйр".
"Прибыль компании приносят в основном вертолетные работы: компания
обслуживает нефтяные компании и ООН. Пассажирские авиаперевозки все
еще низкорентабельны. Несмотря на то, что ООН порезала бюджет на
миротворческие миссии, где задействован вертолетный бизнес "ЮТэйр",
я думаю, что компания достаточно устойчива к кризису", - рассуждает
она.
Что касается "Аэрофлота", здесь следует
упомянуть о потере монопольного положения на рейсах в Париж, Рим и
Милан, что уже ударит по марже перевозчика. Но, в отличие от
"Трансаэро", которая заточена под туристические направления,
"Аэрофлот" летает во все крупнейшие деловые центры мира. Пассажиры
"Аэрофлота" - не только туристы, но и путешествующие по бизнесу,
которые ценят удобное расписание и комфортные стыковки. Таким
образом, я считаю, что бизнес-модель "Аэрофлота" более
диверсифицирована, что поддержит компанию в трудные времена,
считает Садовская.
"Сибирь – финансово устойчивая компания c
хорошими показателями, хоть и относительно небольшой игрок. Тем не
менее, S7 летает в основном по европейским туристическим
направлениям и по России, что делает компанию более подверженной
риску", - говорит она.
По мнению Юровой, "ЮТэйр" менее всего подвержен
кризисным явлениям: в отличие от других перевозчиков, его бизнес
диверсифицирован. В то же время, например, бизнес-модель
"Трансаэро" характеризуется высокой зависимостью от туристического
рынка, который чутко реагирует на изменения в экономической
ситуации, считает аналитик.
В целом все авиакомпании испытают на себе
негативное влияние кризиса, отмечает Юрова.
"Будущие сравнительно невысокие показатели роста
рынка и необходимость поддерживать парк самолетов, который сегодня
непрерывно и, на наш взгляд, не всегда оправданно расширяется,
могут привести к ухудшению финансовых показателей авиакомпаний", -
считает она.
Самой рентабельной авиакомпанией (исходя из
отчетности по РСБУ за 2011 год - ред.) является "Аэрофлот".
Показатель рентабельности авиакомпании составляет 7,6%. Далее идет
"Трансаэро" – 2,1%, "Сибирь"- 1,6,%, у "ЮТэйр" этот показатель
всего 0,48%.
http://www.1prime.ru/news/0/%7B73906DAA-8646-44E9-9440-5DE4FB6E9A86%7D.uif