Работодателям плевать на карьерные
амбиции сотрудников, лояльность и командный дух – им важны совсем
другие качества
Елена Горелова, Мария Подцероб
В бизнес-литературе часто говорится, что
лояльность работодателю и стремление к карьерному росту – важные
качества любого профессионала. Однако опросы российских
работодателей показывают, что эти вещи сейчас для них
второстепенны. Из личных качеств потенциального работника компании
больше всего ценят ответственность и эмоциональную стабильность. И
при этом от него не ждут карьерных амбиций, говорится в отчете по
итогам опроса, который в апреле – мае 2015 г. провел
исследовательский центр портала Superjob во всех федеральных
округах. Темой исследования стали так называемые мягкие навыки
(soft skills) – личные качества сотрудников, не имеющие отношения к
профессии, но повышающие эффективность работника. В опросе приняли
участие 10 000 менеджеров по персоналу российских компаний.
Исследователи интересовались, какими личными качествами, с точки
зрения рекрутеров, должны обладать сотрудники – представители 20
профессий. Среди них – дизайнер, врач, менеджер по закупкам,
операционист в банке, маркетолог, инженер, менеджер по работе с
клиентами, юрист, бухгалтер, программист и даже курьер и грузчик.
Результаты исследования оказались весьма неожиданными – как
выяснилось, по сравнению с докризисными годами система ценностей у
работодателей радикально изменилась.
Игры больше не нужны
Лидером среди личных качеств, очень желанных для
всех работодателей и всех профессий, стала ответственность, делятся
выводами исследователи. На втором месте по популярности –
эмоциональная стабильность претендента. Важными можно считать
качество или черты характера, которые сочли таковыми более 50%
участников опроса. Личную ответственность за результаты труда
менеджеры по персоналу считают значимым качеством для 16 из 20
профессий. В то же время умение работать в команде сейчас не столь
востребовано – оно весомо лишь для трех профессий. Еще меньше
интересует работодателей лояльность – только в двух профессиях из
20 респонденты признали ее значимость.
В период бурного роста бизнеса главной задачей
становится набор и удержание персонала, чтобы люди не разбежались к
конкурентам, говорит Артем Зюрюкин, генеральный директор компании
Zartis Russia, которая специализируется на онлайн-рекрутинге. На
этой стадии принято играть с сотрудниками в игры вроде укрепления
командного духа и развития лояльности и в прочую ерунду, уточняет
он. Но в кризис люди априори становятся гораздо лояльнее и
оказаться без работы боятся больше всего, объясняет Зюрюкин.
Ответственность, эмоциональная стабильность и
умение адаптироваться к переменам – вот тройка навыков, которые
выходят на первый план, убежден Зюрюкин. Правда, в исследовании
Superjob ничего не говорится об умении адаптироваться. Хотя это
качество особенно востребовано в последние годы, подмечает эксперт:
«Маркетолог, который привык работать с большими бюджетами, должен
уметь перестроиться, чтобы вписаться в маленький бюджет, а не
зацикливаться на старых методах». Или, к примеру, разработчик
IT-продуктов для удержания клиентов должен предложить более дешевый
продукт, поскольку это актуально во времена, когда все сокращают
издержки.
Что первично
Больше всего ответственности работодатели ждут
от курьеров (88% респондентов сообщили, что считают это качество
важным), бухгалтеров (87%) и врачей (80%). А самыми
безответственными профессиями участники опроса сочли дизайнера и
PR-менеджера – только 38 и 44% респондентов соответственно ищут в
соискателях эту черту характера.
Самыми эмоционально устойчивыми должны быть
учителя, за это проголосовали 86% участников опроса, 79% ждут этого
от менеджеров по персоналу и 74% – от секретарей. Эти ожидания
работодателей вполне закономерны: представители этих трех профессий
работают с людьми.
С инвестбанкирами та же история. На
рынке труда полно работников с прекрасным уровнем образования,
хорошо подвешенным языком и умением себя презентовать, замечает
Наталья Анненская, директор по корпоративному управлению
инвесткомпании «Метрополь»: «Но в кризис такие люди не нужны, зато
ценятся те, кто, засучив рукава, берется за работу и выполняет
конкретные задания. Возможно, требования к кандидатам сегодня стали
примитивнее и грубее, чем раньше, но сейчас не время бантиков и
рюшечек». Работодателям важны конкретные результаты, поэтому так
высоко ценятся ответственность и эмоциональная устойчивость,
говорит она. Умение хорошо выполнить свою работу здесь и сейчас
становится важнее, чем лояльность работника и его приверженность
идеологии компании, продолжает Анненская.
Идеальный исполнитель
Сейчас самый востребованный работник – это
офисный раб, подмечает Владислав Быханов, партнер хедхантинговой
компании Cornerstone: «Он послушен, ответственен, толков, знает
свое дело и место».
Готовности к переработкам работодатели ждут в
первую очередь от менеджеров по туризму (54%) и бухгалтеров (50%),
говорится в исследовании. Однако готовность к переработкам хотят
видеть у представителей всех профессий – например, минимальный
уровень ожиданий по всем 20 специальностям составляет 28%.
«Год назад мы заключили контракт с крупной
авиакомпанией, на встрече много говорилось о бренде работодателя и
усилении лояльности коллектива», – рассказывает Быханов. Сейчас
этот же заказчик просит хедхантеров забыть старые разговоры и вести
переговоры с кандидатами в совершенно ином ключе: мол, есть
такая-то работа за такие-то деньги, нужен профессиональный
исполнитель.
Карьеристы работодателей и вовсе
сейчас пугают, считает Анненская: «Человек с карьерными амбициями
ставит на первое место саморазвитие и собственное финансовое
благополучие». По ее наблюдениям, такие люди всегда считают, что им
недостаточно платят, и больше склонны к воровству, за ними нужен
глаз да глаз. Правда, одного-двух таких сотрудников на каждом
направлении можно держать, чтобы они повышали тонус коллектива, но
много таких людей в компании набирать не стоит, резюмирует
Анненская.
Стремление к карьерному росту сегодня явный
аутсайдер среди наиболее востребованных качеств соискателей, судя
по данным Superjob. Больше всего работодатели приветствуют
карьерные устремления у менеджера по продажам, но все равно в
пользу этого качества высказалось только 28% респондентов.
Требуются оптимисты
Довольно противоречиво респонденты оценивают
такое качество, как умение работать в команде. Способностей к
командной работе ждут от маркетологов, менеджеров по персоналу, а
вот юристам, бухгалтерам и секретарям они не нужны вообще, говорят
менеджеры по персоналу.
Чтобы компания удержалась на плаву в
нестабильное время, нужны люди, которые выполняют то, что обещают
сделать, не поддаются паническим настроениям и умеют быстро
перестроиться под рынок, резюмирует Зюрюкин. Сейчас всем нужны
оптимисты. Эмоциональная нестабильность, постоянные жалобы на
обстоятельства плохо влияют на продуктивность не только этого
сотрудника, но и его коллег, убежден Зюрюкин.
http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/07/15/600589-trebuyutsya-ofisnie-rabi