Бендукидзе променял ОМЗ на бутерброд с икрой
СЕРГЕЙ ФИЛИППОВ, НАТАЛЬЯ КОРНЕЛЮК, ЯНА ЮРОВА
Министр экономики Грузии,
а также основатель ОАО «Объединенные
машиностроительные заводы» (ОМЗ) Каха
Бендукидзе после продажи бумаг ОМЗ (ему
принадлежало 25% акций компании) «с голоду не помрет». «Могу
даже кушать икру с маслом» - так в разговоре с
«Профилем» он охарактеризовал сумму,
вырученную от совершенной сделки. При
этом назвать объем средств, полученных за ОМЗ, он отказался. Как
сообщает выступившая организатором сделки и расчетным
агентом компания United Financial Group,
42,16% акций ОМЗ, принадлежавших Бендукидзе
и его партнерам, перешли к группе
российских инвесторов. Правда, имена последних не
раскрываются, равно как и цена вопроса. Но по текущей рыночной
стоимости пакет мог стоить около $80 млн. Сам
Бендукидзе предпочел рассказать о
сделке намеками: «Продал каким-то
юридическим лицам. Я не вел особенных переговоров,
поскольку последние три месяца безвылазно
работаю в Тбилиси. Они сами должны
рассказать о своей покупке.
Но у меня ощущение, что эти
люди заинтересованы дальше развивать бизнес». По
его мнению, ОМЗ сливать с какой-либо другой
компанией не будут. «А с кем ее сливать? «Силовые
машины» - пройденный этап.
Когда мы с Потаниным этим вопросом
занимались, это имело смысл, потому что тогда
была бы создана крупная независимая российская компания,
объем продаж которой мог бы достичь $2 млрд. Но этого не случилось,
и понятно, что та структура собственности, которая
будет складываться в «Силовых машинах», делает
невозможным их объединение с кем-то. Хотя
индустриальный смысл в таком слиянии,
конечно, есть», - рассказал «Профилю» Бендукидзе. Существует
предположение, что в покупке ОМЗ может быть заинтересована,
например, дочерняя структура «Газпрома» - Газпромбанк.
Входящий в его систему пенсионный
Газфонд уже владеет 15-процентным пакетом ОМЗ и, присовокупив еще
42% акций, установил бы полный контроль над
Объединенными машиностроительными заводами.
Вполне мог стать покупателем и
холдинг «Базэл», который с
недавних пор имеет энергомашиностроительное
подразделение ОАО «Русские машины»
и не скрывает амбиций по превращению
в машиностроительного гиганта. Купить ОМЗ могло
бы и РАО ЕЭС, которое сейчас приобретает
блок-пакет акций «Силовых машин». Но в
«Базэле» и РАО ЕЭС заявили, что ОМЗ - герой не их романа. «Мы
не покупаем ОМЗ, а покупаем «Силовые
машины», которые производят 60% наших турбин. Все наши
сделки проходят через совет директоров, и тайно мы
ничего купить не можем», - сообщила «Профилю» представитель
РАО ЕЭС Татьяна Миляева. А сотрудники Газпромбанка
заявили, что ничего об этой сделке не знают. По мнению
аналитика ИФК «Метрополь» Александра
Жукова, в любом случае ОМЗ перейдут
под контроль государства. «Уже заявлялось, что
энергетическое машиностроение
является стратегическим сектором.
Вероятнее всего, владельцами акций ОМЗ стали структуры,
аффилированные с
Газпромом, -
Газпромбанк или
какая-нибудь очередная
«БайкалФинансГруп». В пользу
«Газпрома» говорит и то, что недавно им были
приобретены акции Атомстройэкспорта, который
тесно связан с ОМЗ деловыми отношениями: они
работают вместе при конструировании атомных блоков за рубежом», -
считает Жуков. Аналитик компании «Проспект»
Ирина Ложкина считает, что
«государственный интерес заключается в создании национальной
энергомашиностроительной корпорации, если
не контрольный, то хотя бы блок-пакет акций
которой будет принадлежать госструктурам. А войдут в
эту корпорацию «Силовые машины», ОМЗ,
ряд инжиниринговых компаний и НИИ». Каха
Бендукидзе тоже не исключает, что ОМЗ могут перейти под
крыло государства. Но относится к
этому скептически, поскольку, по его
словам, «государство является плохим собственником».