Сотрудники с физкультприветом
Зачем компаниям нужно вкладывать деньги в
здоровье
Мария Подцероб, Анастасия Дагаева
Инвестиции в создание условий для занятий
сотрудников спортом всегда окупаются. Но это не единственная
причина, по которой стоит поддерживать работников в хорошей
физической форме. Геннадий Красовский профессионально играет в
футбол. Профессионально потому, что он делает это по основному
месту работы: в команде компании “ЛУКОЙЛ”, в которой он занимает
должность начальника отдела по работе с инвесторами.
Красовский — форвард, уже несколько раз получал за свою игру
медали во внутреннем чемпионате. Его усилия на спортивном фланге
дают, по его словам, несколько преимуществ в работе. Самое
очевидное — снятие стресса. Второе — возможность общаться
с коллегами в неформальной обстановке. “Когда у тебя широкие
контакты в собственной компании, ты более эффективно работаешь и
быстрее решаешь поставленные задачи”, — говорит Красовский. И,
наконец, он считает, что спорт развивает в человеке лидерские
качества. “Хорошему менеджеру это просто необходимо”, —
заключает он. Существует целая теория результативного менеджмента,
в основе которой — пирамида эффективности, схожая с пирамидой
Маслоу, напоминает Александр Смирнов, кандидат философских наук,
руководитель центра бизнес-технологий “Катарсис”. “В ее основание
авторы поместили физическое состояние человека, над которым
возвышаются уровни эмоционального здоровья, умственных способностей
и духовных целей. Они убедительно доказали, что успехи в бизнесе
часто начинаются с хорошей физической формы”, — рассказал
он.
Фунты лиха
Наличие спортивной составляющей в “мотивационном
пакете” компании по закону совершенно необязательно, отмечает
Наталья Туркулец, партнер по работе с персоналом компании Shell в
России. “Все, что по существующему законодательству работодатель
обязан предоставлять работнику, — это оговоренную заработную
плату. Любые другие "экстры", включая медицинский полис
добровольного медицинского страхования, карточку фитнес-клуба или
служебный автомобиль, — добрая воля компании. Но любому
специалисту по работе с персоналом давно известно, что труд
исключительно за зарплату наименее эффективен. Люди трудятся
продуктивнее, если видят, что о них заботятся. Инвестируя в
здоровье сотрудников, в том числе и через создание соответствующих
возможностей для занятий различными видами спорта, $1, компания
зарабатывает $7-8 за счет предотвращения потерь, связанных с
болезнями работников”, — полагает Туркулец. “Мы считаем спорт
инвестициями в будущее компании”, — добавляет Надежда
Филиппова, исполнительный директор “Связьинвеста”. “Мы производим
сложный интеллектуальный продукт. Нам важно, чтобы человек пришел и
остался на предприятии на многие годы, чтобы он здесь рос и
развивался, — говорит Михаил Стрелец, начальник
научно-исследовательского отделения ОКБ Сухого. — Молодые
специалисты должны знать, что компания о них заботится, что здесь
они чувствуют себя как дома”.
Будь в форме
В компании ИФК “Метрополь” в полуподвальном
помещении открыли тренажерный зал площадью 100 кв. м. Каждый
сотрудник может купить месячный абонемент за $50 и посещать
спортивный зал в любое удобное для него время. “Мы не считаем это
манкированием своими служебными обязанностями. В конце концов, в
иных случаях на перекуры и чаепития в течение рабочего дня уходит
больше времени, — говорит Михаил Борзин, заместитель
генерального директора компании. — Мы просто купили десяток
тренажеров, это вопрос совершенно незначительных сумм”. Согласно
исследованию Ernst & Young “Россия: обзор заработных плат и
компенсаций” за прошлый год, из 85 крупнейших компаний Москвы
(из них 20% — российские, остальные — представительства
иностранных фирм) почти в половине уделяется внимание спортивной
жизни сотрудников. Для сравнения: в 2003 г. на это обращали
внимание менее 35% компаний — участников исследования.
“Самые распространенные способы — это когда компании
предлагают сотрудникам при посещении спортклуба воспользоваться
общей корпоративной скидкой, выкупают годовые абонементы, которые
распространяются среди работников за полцены, арендуют спортзалы
или открывают собственные”, — рассказывает Петр Зимовский,
менеджер отдела консультирования по вопросам управления персоналом
московского офиса международной компании Ernst & Young.
Чувство локтя
Если руководство компании санкционирует
спортивные мероприятия среди сотрудников, то это ведет не только к
прозаичному уменьшению количества пропущенных сотрудниками по
болезни дней — это способствует появлению в компании настоящей
команды, говорит Наталья Федрушкова, директор по развитию бизнеса
тим-билдинговой компании “Академия приключений”. “Во многих
компаниях между занятиями спортом и работой над командообразованием
ставят полный знак равенства”, — рассказала она. Федрушкова
отмечает, что в последнее время компании стали все чаще заказывать
тим-билдерам организацию спартакиад и других спортивных
мероприятий. Спорт влияет на появление в компании подлинного
командного духа, считает Филиппова из “Связьинвеста”. “Я вижу, что
люди, которые вместе занимаются спортом, начинают больше доверять
друг другу. После этого они более оперативно принимают совместные
бизнес-решения”, — утверждает она. Дмитрий Понсов,
административный директор группы консалтинговых, рекрутинговых и
тренинговых компаний “Бест тренинг и Комус-персонал”, называет еще
одну причину, по которой в компании нужно создавать спортивную
инфраструктуру. “В ходе спортивной игры можно понять, как
выстраиваются отношения в коллективе и у кого какая роль. Я считаю,
что футбольная команда — это идеальная модель для определения
ролей участников игры в бизнесе”, — говорит он. “Например,
нападающим скорее всего будет агрессивный по характеру человек,
которому в бизнесе лучше всего заниматься продажами. Защитник
команды по своему складу руководитель. Он будет защищать свою
команду не только в спорте, но и в бизнесе”, — считает он.
“Есть такие компании, где подбирают людей со склонностью к
определенному виду спорта, например к его экстремальным видам,
потому что компании нужны люди, склонные к риску”, —
рассказывает Понсов и добавляет, что, к сожалению, пока далеко не
все компании используют спортивные игры для выявления ролей и
психологического склада сотрудников.