Дарья Юрищева
Борьба за Opel достигла кульминации. Нынешнему
владельцу европейских автозаводов - GM - поступили окончательные
заявки от претендентов на покупку. Ими стали бельгийский фонд RHJ,
китайский концерн BAIC, а также консорциум Magna и Сбербанка.
Китайцам лакомый актив General Motors вряд ли достанется. А вот
бельгийцы являются серьезными конкурентами российско-канадскому
альянсу.
Вчера вечером General Motors Corp. (GM) приняла
окончательные предложения участников аукциона по покупке Opel.
Теперь компания приступит к анализу и сравнению
этих предложений, обсудит их с правительствами Германии и других
стран, вовлеченных в сделку, официальными лицами из Европейского
союза и попечительским советом Opel/Vauxhall.
Напомним, что Opel/Vauxhall является европейским
подразделением американского автогиганта General Motors. Основные
мощности Opel расположены в Германии.
Круг претендентов на европейские активы GM не
стал неожиданным. Предложения поступили от трех конкурентов:
бельгийской компании RHJ International SA, китайской China's
Beijing Automotive Industry Corp. (BAIC) и российско-канадского
консорциума, образованного компанией Magna и Сбербанком.
Новостью стали изменения в предложении Magna и
Сбербанка. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на
информированный источник.
Теперь планируется, что по результатам сделки
оба партнера (российский банк, и австро-канадская компания) могут
получить в Opel по 27,5% акций. Ранее планировалось, что Magna
купит 20% акций, а Сбербанк - 35%. Это позволило бы
российскому банку стать равным акционером с GM. По версии
Reuters, на снижении доли по результатам возможной сделки настояла
GM, желая остаться крупнейшим акционером компании (после сделки по
такой схеме американского концерна останется как раз 35% акций
Opel).
Прочие условия предложения от Magna и Сбербанка
не изменились. Оставшиеся 10% должны быть переданы трудовому
коллективу Opel.
Инвестиции альянса Magna и «Сбера» в Opel
составят 700 млн евро. Кроме того, консорциум просит у
правительства Германии госгарантий на 4,5 млрд евро.
Производство планируется сохранить в Германии.
Кроме того, предлагается возможность развернуть производство в
России на мощностях ГАЗа.
«Группа ГАЗ» выступает в сделке индустриальным
партнером Magna, в частности, ГАЗ готов предоставить канадской
компании мощности Горьковского автозавода для сборки Opel. Интерес
ГАЗа в том, чтобы увеличить загрузку мощностей, на которых сейчас
производится Volga Siber.
Китайский автоконцерн BAIC предполагает
перенести производство в Китай, при этом китайцы также просят
госгарантий. Однако BAIC обещает сохранить за GM больший пакет
акций, чем консорциум Magna и Сбербанка. Также ценовое предложение
BAIC (около €660 млн) весьма привлекательно для GM.
Бельгийская RHJ обещает сохранить предприятия
Opel «на родине». RHJ предлагает за 50% с небольшим акций Opel 300
млн евро и тоже рассчитывает на гарантии правительства Германии в
3,8 млрд евро.
Кроме того, в СМИ уже появлялись сведения, что
сделка с RHJ предусматривает дальнейшую возможно обратного выкупа
акций General Motors. Для американского концерна этот пункт,
естественно. Представляется весьма заманчивым.
Впрочем, власти Германии уже выступили против
возможного обратного выкупа Opel в состав GM.
Министр экономики Германии Карл-Теодор цу
Гуттенберг потребовал исключить из финального соглашения по продаже
корпорацией General Motors компании Opel пункт о возможности для GM
обратного выкупа германского бренда.
Вместе с тем, власти ФРГ официально заявляют о
поддержке предложения Сбербанка и Magna. Сама канцлер Германии
Ангела Меркель говорила об этом. Еще 15 июля, как сообщил Wall
Street Journal, правительство Германии направило руководству
General Motors письмо, в котором намекнуло, что Берлин может
отозвать свое предложение о финансовой помощи Opel, в том случае,
если она не достанутся концерну Magna и российскому банку. Позиция
Германии увеличивает шансы альянса Сбербанка и Magna.
Однако в СМИ уже сообщалось, что между GM и
альянсом возникли разногласия по поводу интеллектуальной
собственности. GM, которая останется крупнейшим миноритарным
акционером GM Europe, не хочет передавать Magna права на
использование ее технологий, помимо производства Opel и
Vauxhall.
При этом, как сообщалось вчера,
российско-канадский консорциум склонен поставить продавцу жесткие
условия: либо GM продаст Opel с правами на использование всей его
интеллектуальной собственности, либо Magna и Сбербанк выходят из
переговоров.
Magna рассчитывает получить право продавать
автомобили Opel под собственным брендом, вносить любые изменения в
их конструкцию и копировать отдельные технические решения при
создании новых моделей.
Однако, как ранее заявлял представитель GM,
американская компания хочет получать роялти за использование своих
технологий, кто бы в итоге ни купил ее европейские активы.
Как в интервью Bigness.ru предположил
аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак, наиболее вероятным
претендентами на лакомый актив Opel являются российский консорциум
с Magna и бельгийский фонд RHJ. «Несмотря на то, что у Китая лучшее
предложение по инвестициям, сейчас прослеживается такая тенденция,
что в странах ЕС и Северной Америки не охотно расстаются с
технологиями в пользу китайцев», - рассказал Михаил Пак. Ведь
продажа технологий в КНР может привести к тому, что китайские
компании, адаптировав эти технологи на своем рынке и применив их в
своем производстве, уже через 5-7 лет смогут составить очень
сильную конкуренцию в странах Европы и северной
Америки.
Что касается RHJ, то его предложение
привлекательно для GM именно с точки зрения возможности выкупить
свои активы назад. Инвестиционный фонд в свою очередь заинтересован
купить акции подешевле, провести реструктуризацию бизнеса, и
продать акции подороже, возможно, как раз General Motors, -
рассказал аналитик Михаил Пак.
Заметим, что BBC уже назвала бельгийский холдинг
фаворитом в борьбе за приобретение Opel, передает ИТАР-ТАСС.
Однако аналитик ФК «Уралсиб» Анна Куприянова в
интервью Bigness.ru оценила шансы российского - канадского
консорциума как « выше среднего». Ведь именно это предложение имеет
сильную правительственную поддержку.
Так или иначе, имя нового владельца Opel, как
ожидается, станет известно до конца текущей недели.