«Копейка» гонится за рублем
Розничная компания преобразуется в ОАО, чтобы
было легче привлекать инвесторов
Елена Желобанова
Сеть дискаунтеров «Копейка» на прошлой неделе
заявила о преобразовании в открытое акционерное общество. Таким
образом ритейлер потихоньку приобщается к немногочисленной пока, но
растущей когорте розничных компаний, которые вывели свои акции на
открытые рынки. В этом году практически все крупные розничные
игроки заявили о планах выхода на IPO, и может сложиться
впечатление, что это наиболее оптимальный путь развития
цивилизованного бизнеса. Но эксперты утверждают, что другие
стратегии развития розницы не менее жизнеспособны. ТД «Копейка» –
оператор одной из крупнейших в России сетей дискаунтеров. Первый
магазин сети был открыт в 1998 г. Сегодня насчитывает 115 магазинов
в Москве и Московской области, Туле, Рязани, Калуге. Владельцами ТД
являются Eckleton Ltd., аффилированная с ФК «УРАЛСИБ» (50%-ная
доля), президент «Копейки» Александр Самонов (30%), Сергей Ломакин
и Артем Хачатрян (по 10%). Продажи компании в 2004 г. составили
424,3 млн долл. EBITDA и чистая прибыль за этот период достигли
27,1 и 15,2 млн долл. соответственно. За 9 месяцев 2005 г. выручка
«Копейки» по РСБУ составила 12,5 млрд руб. (444 млн долл.) – на 54%
больше, чем за аналогичный период 2004 г. (288 млн долл.).
Участники ООО «Торговый дом «Копейка» в четверг приняли решение о
преобразовании компании в открытое акционерное общество на своем
внеочередном собрании. Этот шаг вполне ожидаем, так как еще прошлым
летом президент ТД «Копейка» Александр Самонов заявлял, что лето
2006 г. – время, когда его компания рассчитывает выйти на IPO.
Акционерная структура созданного ОАО будет аналогичной существующей
структуре торгового дома. «Реорганизация – еще один шаг по
повышению публичности компании и информационной открытости», –
прокомментировали начинания «Копейки» в ее пресс-службе. К
сожалению, от более подробных комментариев там отказались, ссылаясь
на то, что пока не могут отвечать на дополнительные вопросы и имеют
возможность говорить лишь о свершившихся фактах. По мнению
аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Красноперова, «Копейка» вполне
созрела для данного шага, так как «доросла» до нужных масштабов и
демонстрирует неплохую динамику развития. Но подготовка к IPO –
небыстрый процесс. «Седьмой континент», например, проводил работу
по подготовке публичного размещения акций с 1998 г. по 2004 г.
«Таким образом, «открытость» компании не стала моментом
кардинального перелома, а явилось логическим продолжением
стратегического пути развития, – отмечает в разговоре с RBC daily
пресс-секретарь сети «Седьмой континент» Екатерина Лесина. А
пресс-секретарь сети «Патэрсон» Надежда Сенюк считает, что
перестройка компании в публичную потребует значительных
внутрикорпоративных преобразований, так как компания должна
научиться работать не только на двух-трех своих собственников, но и
на большое количество новых акционеров. Аналитики высказывают
мнение, что после IPO «Копейка» начнет более широкое развитие по
всей России. Пока стратегия сети заключается в освоении
Центрального федерального округа, причем значительную часть
магазинов предполагается открыть по франчайзингу – о широкой
продаже франшизы компания объявила в этом году. Очевидно, для этого
«Копейке» потребуется источник инвестиций, так как в развитие сети
уже вложены значительные средства: только в этом году на эти цели
ушло порядка 60 млн долл. При этом эксперты отмечают, что «Копейка»
спешит с подготовкой IPO, потому что сейчас складывается наиболее
благоприятная для этого ситуация. «На российском рынке как раз
благоприятный момент для подобных мероприятий, – рассуждает Михаил
Красноперов. – Рынок еще не насыщен, и можно вырученные средства
вкладывать в развитие». По его словам, через 2-3 года картина
станет совершенно иной, и быстрое получение крупных средств будет
не столь актуально. Кроме того, по мнению аналитиков, IPO – не
единственный путь развития для ритейла. В сети «Патэрсон» считают,
что открытые рынки – это выход для тех, кому уже неоткуда привлечь
инвестиции. «IPO компании используют тогда, когда исчерпаны другие
способы привлечения средств, – говорит Надежда Сенюк. – В бизнесе
есть известная формула: «Пока ты можешь развиваться сам, зачем тебе
нужны другие?» Когда же компания прошла все стадии: собственные
средства, заемные кредиты, выпуск облигаций, – тогда лишь
собственники решаются на продажу части своего бизнеса».
Михаил Красноперов отмечает, что стратегия развития в первую
очередь зависит от позиции менеджмента. «Вполне оправданно не
выходить на открытые рынки, а привлечь, например, крупного
стратегического профильного инвестора, – рассуждает он. – Иногда
это бывает выгоднее, чем проводить IPO». С ним согласна Екатерина
Лесина, которая отмечает, что сегодня, помимо публичного размещения
акций, компании могут использовать доступные франчайзинговые схемы,
а также кредитные схемы долгосрочного заимствования. По словам г-на
Красноперова, привлечение стратегического инвестора зачастую проще
и дешевле: профильный инвестор скрупулезно изучает компанию, может
адекватно оценить ее потенциал и инвестировать более значительные
суммы, чем можно было выручить в ходе IPO.