Российский автомобильный рынок к 2011 году
увеличится в 2 раза за счет роста производства иномарок
Эльдар Бадырханов
Сборочные производства иномарок в России стали
основным фактором роста автомобильного рынка. К 2011 году его объем
достигнет 4 млн машин, уверены в Ernst & Young. Продукция
АвтоВАЗа не выдерживает конкуренции с недорогими иномарками
российского производства, констатируют аналитики. Объем российского
рынка легковых автомобилей к 2011 году вырастет почти в 2 раза – до
4 млн автомобилей в год. Такой прогноз сделал руководитель отдела
по работе с клиентами автомобильной промышленности для Центральной
и Восточной Европы консалтинговой компании Ernst & Young Питер
Фусс. В 2006 году, отметил господин Фусс, российский рынок легковых
автомобилей увеличился на 20% по сравнению с 2005 годом, перешагнув
рубеж в 2 млн машин. При этом наибольший рост наблюдался в
производстве иномарок российской сборки – около 80%. Доля рынка
таких автомобилей в общем объеме продаж по итогам года составила
13%. К 2009 году объем рынка превысит 3 млн автомобилей, уверены в
Ernst & Young. К тому времени выпуск «российских иномарок» уже
начнет превосходить по темпам роста производство традиционных
отечественных автомобильных брендов. В частности, как отмечается в
отчете Ernst & Young, к 2010 году объем производства иномарок в
России составит около 1 млн штук в год, а традиционных российских
брендов – 650–700 тыс. машин в год. Для сравнения, в 2004 году в
России было произведено 100 тыс. иномарок и 1 млн отечественных
автомобилей. «Рост производства иномарок внутри страны и будет
основным фактором удвоения продаж автомобилей к 2011 году», –
прогнозирует Питер Фусс. «Значительную динамику роста российского
рынка в прошедшем году можно объяснить сдвигом продаж в сторону
производимых в России иномарок. Кроме того, необходимо отметить
либерализацию кредитного рынка, стимулирующего конкуренцию среди
иностранных производителей», – заявил эксперт. По его словам, уже в
настоящее время Россия является третьей в мире страной не только по
объему автомобильного рынка, но и по зафиксированному росту. В
ближайшее время Западная Европа будет доминировать в сфере
производства автомобилей. «Но здесь существует проблема избыточных
мощностей, в результате чего взгляд производителей Западной Европы
будет обращен в сторону Восточной Европы, в частности на Россию», –
сказал господин Фусс. По его оценке, рыночный потенциал России
превосходит Центральную и Восточную Европу. По мнению аналитика ИК
«Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, объем рынка в 4 млн
автомобилей может быть достигнут уже по итогам 2010 года. «Продажи
автомобилей растут на 15–20% в год. Российский рынок развивается
быстро. Уже в прошлом году совокупные продажи иномарок – и
произведенных в России, и импортных – превысили продажи российских
брендов. Поэтому определенно рост рынка в последующие годы придется
на новые сборочные линии по производству «российских иномарок».
Правда, АвтоВАЗ тоже планирует запустить новую линию, возможно, это
будет сборочная линия», – говорит господин Козицын. Аналитик
отмечает, что «единственным серьезным производителем российских
брендов выступает АвтоВАЗ», который производит около 700 тыс.
легковых автомобилей в год. «ГАЗ производит около 50 тыс. машин, но
в будущем он, скорее всего, откажется от производства марки «Волга»
в пользу Chrysler. А уровень производства АвтоВАЗа, скорее всего,
останется таким же и в ближайшем будущем. Уже сейчас наблюдается
затоваривание продукции АвтоВАЗа, которая не выдерживает
конкуренции с недорогими иномарками российского производства».
Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков дает более
консервативные оценки рынка. «По итогам 2010 года объем рынка
составит 2,6–2,8 млн машин, возможно, в 2011 году он составит 2,8
млн. Рынок будет расти на 6–7% в год. Другое дело, что в денежном
выражении он вырастет на 15–18%, из-за того что потребители будут
покупать более дорогую продукцию», – считает господин
Жуков.