Информационная группа Finam.ru (входит в состав
инвестиционного холдинга "ФИНАМ") провела онлайн-конференцию
"Гражданские перевозки в России: какая авиация будет в стране?" Ее
участники считают, что внутренние авиаперевозки должны развиваться
при поддержке со стороны государства. Наряду с запретительными
мерами, ему необходимо стимулировать развитие региональных
перевозок различного рода льготами и преференциями.
Внутренние авиаперевозки финансово
непривлекательны даже для крупных российских перевозчиков, отмечают
участники организованной "ФИНАМом" конференции. "Для отечественной
гражданской авиации (авиакомпаний) перевозки на внутренних линиях в
2010 году дали отрицательную рентабельность на уровне 9,8% (данные
ГосНИИ ГА), - говорит редактор аналитического отдела агентства
"Авиапорт" Олег Пантелеев. - Авиакомпании выполняют социальную
миссию, возя сограждан внутри страны за свои деньги". Эксперт
отмечает, что главная проблема в настоящий момент заключается в
формировании таких условий, при которых внутренние авиаперевозки
станут рентабельными. Тогда авиаперевозчики будут активно развивать
это направление, и станут появляться региональные компании.
Однако, авиаперевозчики находятся в непростом
положении - пассажиры не готовы платить за билеты больше, в то
время как текущий уровень цен не способствует росту рентабельности
бизнеса. Попробуйте организовать авиакомпанию и у вас сразу
пропадут иллюзии, что это - "золотое дно", и что снизить цены на
билеты - плевое дело, соглашается с коллегой аналитик ИК "ФИНАМ"
Алексей Захаров: "Так что все претензии - к руководству страны,
которое не может обеспечить значительной части населения доходов,
позволяющих пользоваться воздушным транспортом, а также создать
экономические условия для бюджетных авиаперевозчиков".
Текущие цены на авиабилеты являются следствием
условий, в которых работают авиакомпании, напоминает главный
редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: "Давление на конечную
стоимость билета определяют: высокие цены на авиакеросин, ввозные
пошлины и НДС на воздушные суда ряда классов, отсутствие нормальной
конкурентной среды между перевозчиками (монополизм) на отдельных
направлениях, отсутствие льготного налогообложения для мелких
региональных перевозчиков и новой авиатехники. Этот список можно
продолжить. Одним словом, это системная проблема современной
экономической модели России, а не отдельно взятой авиации".
Эксперты отмечают, что развитие внутренних
авиаперевозок требует поддержки со стороны государства - прежде
всего, в сфере обновления парка воздушных судов. Однако возможный
запрет на эксплуатацию Ту-134 и Ан-24 - слишком кардинальная мера,
способная окончательно загубить региональных авиаперевозчиков.
"Государство должно помочь авиакомпаниям обновить парк воздушных
судов, а не препятствовать этому, - говорит г-н Гусаров. - И делать
это надо было ещё 10 лет назад. Скажу, что запрет на эксплуатацию
Ту-134 и Ан-24 не поддерживаю. Те самолёты, которые соответствуют
нормам лётной годности, должны отлетать свой век до окончания
ресурса. В противном случае, мы распрощаемся с остатками
региональной и местной авиации уже в следующем году".
Стимулировать перевозчиков необходимо
"пряником", уверен г-н Пантелеев: "Авиакомпании не имеют
необходимых ресурсов: ни финансовых, ни кадровых - чтобы за 6
месяцев законтрактовать новые самолеты, подготовить персонал, всю
наземную инфраструктуру, и начать безопасно и эффективно летать на
чем-то другом. Процесс смены поколений воздушных судов должен
проходить естественно, авиаперевозчики должны сами решать, в какой
момент переходить на новые самолеты".
Поддерживает коллег и аналитик ИФК
"Метрополь" Андрей Рожков: "Хочу добавить, что, вероятно, с отменой
НДС на внутренние воздушные перевозки ситуация с региональными
перевозками может немного улучшиться".
http://www.finam.ru/analysis/newsitem5C86D/default.asp