Фрадков дал зеленый свет иномаркамснижены пошлины на ввоз
автокомплектующих
Андрей Лемешко
полный комплект
Глава правительства Михаил Фрадков подписал
постановление о снижении пошлин на автокомпоненты для промышленной
сборки. Это было одним из условий прихода в Россию зарубежных
автоконцернов. Отечественные автопроизводители предостерегают, что
тем самым на грань выживания будет поставлена целая отрасль по
производству автокомпонентов. Уровень пошлин на автокомпоненты
снижен с нынешних 13--15 до 3%, причем по большинству позиций они
будут отменены полностью. Продвигало эту идею Минэкономразвития,
рассчитывая тем самым привлечь в Россию сборочные производства
зарубежных автоконцернов. Но российские автопромышленники выступили
с критикой обнуления пошлин. Объединение автопроизводителей России
(ОАР) посчитало, что отмена пошлин приведет к потере более ста
тысяч рабочих мест в течение трех-пяти лет. Премьер-министр Михаил
Фрадков долгое время отказывался подписывать проект постановления,
требуя согласования со всеми заинтересованными ведомствами. Вчера
стало известно, что документ подписан. Вместе с тем дано поручение
подготовить дополнение, где четко прописаны определение
"промышленная сборка" и обязательства инвесторов по локализации
производства. Директор департамента госрегулирования внешнеторговой
деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Алексей Каульбарс
говорит, что окончательного документа по этому вопросу еще нет. В
Минэкономразвития обещают завершить эту работу в апреле,
зафиксировав в нем, что под "промышленную сборку" подпадает как
сборка автомобилей, так и сложных узлов. В нем будет определен срок
переходного периода, в течение которого инвесторы должны уменьшить
число автокомпонентов, ввозимых по льготным ставкам. Аналитик ИК "Метрополь" Денис Нуштаев
полагает, что правительство вряд ли пойдет на уступки отечественным
автозаводам. Чиновники заинтересованы в скорейшем приходе
западных автоконцернов и постараются предоставить им максимум
льгот. Несколько лет назад правительство пошло на поводу у
автолоббистов, повысив пошлины на ввоз иномарок до 25%. Российским
заводам это дало лишь временную передышку: уже сейчас отечественные
автомобили практически сравнялись в цене с дешевыми иномарками,
уступая при этом им в качестве. Между тем ожидается, что вслед за
отменой пошлин о приходе в Россию объявят немецкий Volkswagen и
японская Toyota. PR-менеджер российского представительства VW
Андрей Гордасевич не комментирует перспективы прихода немецкого
автоконцерна в Россию, но отмечает, что отмена пошлин является
дополнительным стимулом для этого. Отмена пошлин может нести и
негативные последствия для промышленности. Россию ожидает
деградация автопрома, считает президент ОАР Евгений Левичев,
который настаивает на разработке мер, стимулирующих развитие
производства автокомпонентов. В противном случае, импорт полностью
задушит целую отрасль по производству автокомпонентов, которая
может столкнуться с демпингом иностранцев, в первую очередь
китайских автопромышленников. В тактическом плане правительство
может выиграть, открыв дорогу для быстрого прихода в Россию
иностранных автоконцернов, говорит представитель калининградского
"Автотора" Павел Лешаков. Но в долгосрочной перспективе это убивает
стимул для прихода сюда иностранных производителей
автокомплектующих, в частности производителей автодвигателей. Все
это может привести к повторению бразильского сценария развития
автопрома, который будет представлен лишь сборочным производством
не самых современных европейских и американских автомобилей.