“Трансмашхолдинг” получил контроль
над“Новосибирскавтодором”
Елена Богданова
Крупнейший в России производитель в области
железнодорожной техники — "Трансмашхолдинг” — через свои
аффилированные структуры приобрел контроль над сибирской
дорожно-строительной компанией “Новосибирскавтодор”. Для холдинга
это стало первой покупкой актива в непрофильном бизнесе. Аналитики
оценивают сделку в $30 млн и считают эти вложения
перспективными, прогнозируя рост дорожно-строительного рынка. ЗАО
“Трансмашхолдинг” (ТМХ) – крупнейшая в России компания в области
транспортного машиностроения. Предприятия компании выпускают 85%
российских локомотивов, 92% пассажирских вагонов, 75%
электропоездов. В 2005 г. объем продаж составил 41,6 млрд руб.
“Трансмашхолдинг” контролируется структурами предпринимателя
Искандера Махмудова и владельцами компании “ТрансГрупп”. ОАО
“Новосибирскавтодор” выполняет более половины объемов
дорожно-строительных работ, которые финансируются из бюджета
Новосибирской области. Выручка компании за 2004 г. (по данным
СКРИН) составила 1,105 млрд руб. По данным компании, выручка за
2005 г. – более 1 млрд. руб. О том, что контрольный пакет акций
(50% плюс 1 акция) “Новосибирскавтодора” был
консолидирован структурами “Трансмашхолдинга” (ТМХ), “Ведомостям”
рассказал вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.
Директор новосибирского представительства “ТрансГрупп АС”
(подразделение “ТрансГрупп”) Александр Смирнов подтвердил скупку
акций структурами, входящими в холдинг, отказавшись комментировать
детали сделки. “Новосибирскавтодор” — один из лидеров
сибирского дорожно-строительного рынка и динамично
развивается, — объяснил Александр Смирнов интерес холдинга к
новосибирцам. — А дорожно-строительную отрасль в ближайшие
годы ожидают внушительные государственные вливания“. По словам
гендиректора “Новосибирскавтодора” Владимира Смирнова, акции
предприятия, раздробленные между его работниками, были
консолидированы структурами ТМХ, в частности Торговым домом
“Щебень”, в феврале 2006 г. Как следует из отчета
“Новосибирскавтодора” за I квартал 2005 г., Торговый дом
“Щебень” является крупным поставщиком компании. Смирнов не стал
говорить о стоимости сделки, уточнив, что сам он не был акционером
“Новосибирскавтодора”. “Новый акционер обещает инвестировать в
приобретение нами новой техники и современных технологий, —
говорит Смирнов. — Это позволит нам привлечь новых заказчиков
и нарастить объемы работ”. В самом Торговом доме “Щебень”
отказались комментировать сделку до ее полного завершения.
Участники рынка и аналитики называют сделку логичной, отмечая, что
“Новосибирскавтодор” только выиграет от нее. Директор по развитию
компании “Трансмост” (Санкт-Петербург) Николай Поликарпов говорит,
что не первый раз слышит о внимании крупных инвесторов к
дорожно-строительным фирмам. “12% нашей компании в прошлом
году купил крупнейший питерский строительный холдинг ЛСР, —
говорит Поликарпов. — Видимо, интерес к нашей отрасли
подогревается заявлениями Госдумы о восстановлении дорожных фондов
и, следовательно, грядущем росте рынка”. А заместитель директора
российской Ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве
АСПОР Ольга Малова говорит, что не слышала о поглощениях
машиностроителями фирм такого профиля. “Все компании транспортного
сектора заинтересованы в развитии дорожного хозяйства, —
говорит Малова. — Но совместные проекты обычно ограничиваются
лизингом техники для дорожных строителей”. Аналитик
“Брокеркредитсервиса” Севастьян Козицын считает, что сделка выгодна
в первую очередь “Новосибирскавтодору”, который приобрел надежного
инвестора. “В своей отчетности "Новосибирскавтодор" указывает на
сокращение российского рынка дорожного строительства с
2003 г., — рассуждает Козицын. — Новый собственник,
обладающий значимыми ресурсами, поможет новосибирцам преодолеть эту
негативную тенденцию”. Аналитик ИФК “Метрополь” Александр
Жуков оценил стоимость контрольного пакета “Новосибирскавтодора” в
$30 млн. Он находит сделку рациональной и для ТМХ. “Исходя из
заявлений правительства об инвестициях в строительство дорог рынок
дорожного строительства в последующие годы станет бурно расти, но
начнется это не раньше 2007 г., — говорит эксперт. —
Стало быть, ТМХ купил акции своевременно, пока они еще не начали
дорожать”.