Александр Панченко
На компанию претендует структура ОАО РЖД
Как стало известно "Ъ", принадлежащая ОАО РЖД
Вторая грузовая компания хочет приобрести у группы FESCO Сергея
Генералова железнодорожного оператора "Трансгарант". Таким образом,
монополия, вопреки исходным планам реформы отрасли, не только не
сокращает, но наращивает парк вагонов. Формальное обоснование этому
было найдено еще в прошлом году — проблемы с эффективностью работы
железных дорог в условиях массового перехода вагонов в руки частных
операторов.
Два источника "Ъ" на рынке железнодорожных
перевозок рассказали, что ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК)
подала заявку на покупку "Трансгаранта". Эту информацию подтвердил
топ-менеджер самой ВГК — "ВТБ Капитал", который является
официальным агентом группы FESCO по продаже актива и завершил прием
предварительных заявок на прошлой неделе. Это необязательные
оферты, в которых претенденты указали индикативную цену.
Сколько предложила ВГК, источники "Ъ" не знают.
Другие претенденты говорили "Ъ", что "Трансгарант" стоит около $700
млн с учетом долга в размере $350 млн. По данным источников "Ъ",
заявки также подали "Нефтетранссервис"; "Совфрахт";
"Спецэнерготранс"; "Евросиб"; Brunswick Rail; Globaltrans; Rail
Garant; группа "Сумма" и En+ Group. Источники "Ъ" говорят, что в
апреле может быть сформирован шорт-лист претендентов, из которых в
мае FESCO выберет победителя. Саму сделку FESCO планирует закрыть
до конца первого полугодия 2012 года.
В "Трансгарант" входят ООО "Фирма
"Трансгарант""; "Трансгарант Украина"; "Трансгарант Восток";
"Тэктранс"; "Метизтранс". В парке 16,8 тыс. вагонов, из которых
половина — полувагоны, остальное — специализированные вагоны
(платформы, цементовозы, крытые вагоны и др.). Выручка по МСФО за
первое полугодие 2011 года — 4 млрд руб., чистая прибыль — 1,1 млрд
руб. Объем перевозок за 2011 год — 25 млн тонн. На продажу
"Трансгарант" выставлен без контейнерных активов.
700 миллионов долларов стоит "Трансгарант", на
который претендует ВГК
Источник "Ъ" в ВГК уточняет, что "окончательно
участие в сделке на этапе выставления обязательных оферт должен
одобрить совет директоров компании, но пока этот вопрос на повестку
еще не выносился". В ОАО РЖД планы ВГК в отношении "Трансгаранта"
не комментируют.
В декабре 2011 года монополия в рамках реформы
отрасли, предполагавшей выведение из ОАО РЖД вагонного парка,
продала за $4 млрд крупнейшую на рынке Первую грузовую компанию. Но
еще до аукциона руководство монополии заговорило о необходимости
увеличения, а не уменьшения ее парка вагонов. В результате ВГК,
которая изначально должна была стать самостоятельным
железнодорожным оператором, отдала в аренду ОАО РЖД 104 тыс. из 180
тыс. своих вагонов. Монополия объявила и о планах по аренде частных
вагонов. Но предложенные ею ставки оказались ниже среднерыночных и
почти никого не привлекли.
При этом одновременно ОАО РЖД продолжает
распродавать специализированный парк вагонов, и интерес к ним
проявляет та же группа FESCO. Она уже владеет около 20% акций
"Трансконтейнера" (51% у ОАО РЖД) и ждет решения о продаже
монополией оставшегося у нее пакета. Но правительство до сих пор не
определилось с тем, какую именно долю в "Трансконтейнере" стоит
продавать. Минэкономики настаивает на 50%, ОАО РЖД хочет сохранить
блокпакет.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" не
считает, что сделки по "Трансгаранту" и "Трансконтейнеру"
взаимосвязаны. Заявку ВГК аналитик объясняет тем, что за счет
"Трансгаранта" компания пополнит парк быстрее, чем ожидая
исполнения заказа на вагоностроительных предприятиях. В то же время
Андрей Рожков считает не слишком правильным тратить средства группы
ОАО РЖД на приобретения частных операторских компаний в условиях,
когда монополия постоянно говорит о проблемах с модернизацией
железнодорожной инфраструктуры и нехватке денег на реализацию
собственной инвестиционной программы.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1897293