Григорий Васюков
Приморский край может стать вторым центром
концентрации автомобильного производства наряду с
Санкт-Петербургом. Впрочем, заявленный объем - 200 000 машин в год
- будет не так просто достичь. Кроме того, в случае экономического
спада возникнут неизбежные трудности с реализацией
продукции.
Власти Приморского края нацелились на создание в
регионе автомобилестроительного кластера с годовым выпуском в 200
000 машин в год. Об этом заявил губернатор Сергей Дарькин после
подписания между ОАО "Соллерс" и японским концерном Mazda
меморандума о создании в регионе совместного предприятия.
"Думаю, что в течение 5 лет мы должны получить
автомобильный кластер на выпуск примерно до 200 тысяч единиц
автотехники в год", - цитирует губернатора пресс-служба
администрации края.
Как сообщили в департаменте промышленности и
транспорта Приморского края, производственные мощности завода
составят до 50 тысяч автомобилей в год.
Во Владивостоке уже сейчас действует одно
автосборочное предприятие - завод "Соллерс - Дальний Восток", на
котором собираются внедорожники корейского производителя SsanYong.
В 2010 году предприятие выпустило около 13 тыс. автомобилей, по
итогам 2011 года планируется собрать 25 тыс. машин.
Не в то время, не в том
месте
Приморье – неочевидный рынок для реализации
такого масштабного проекта, считают эксперты Firstnews.
По мнению аналитика "Инвесткафе" Кирилла
Маркина, заявленные планы были бы адекватны в свете существовавшего
ранее прогноза по росту российского авторынка по 30%-35% в год.
Сейчас рост на 2012 год пересмотрен до 15% из-за неопределенности
макроэкономического характера.
"Заявленные показатели имеют смысл, если ставка
помимо внутренних рынков будет сделана на СНГ, в частности, на
страны Таможенного союза. С учетом производства низкобюджетных
моделей и новых пошлин на ввоз подержанных автомобилей такие
высокие темпы производства могут окупиться", - сообщил он.
Право руля
Что касается праворульных подержанных авто из
Японии, преобладающих на территории России вплоть до Сибири,
Кириллу Маркину известно о существовании планов по принятию закона,
который в будущем не будет позволять таким машинам пройти
техосмотр.
Эта мера поможет расчистить рынок для продукции
дальневосточного кластера.
Возможно, "праворульщикам" предложат льготные
модели обмена их машин на новые "леворульные" авто в качестве части
их стоимости. Однако принятие такого закона неочевидно, поскольку
может привести к серьезному сопротивлению со стороны
автовладельцев.
Петербургский опыт
Первый автокластер в России создан в
Санкт-Петербурге: в городе действуют производства Hyundai, General
Motors, Nissan, Toyota и Scania. В Ленинградской области также
расположен завод Ford, в Петродворце будет размещен первый завод
проекта "Ё-мобиль".
По сообщению городского Комитета экономического
развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), в минувшем
октябре кластер выпустил 29 700 автомобилей, что в 3,3 раза больше
аналогичного показателя прошлого года.
Всего за десять месяцев 2011 года на
петербургских автозаводах было выпущено 196 800 машин что в 3,8
раза больше прошлогоднего показателя. Представители администрации
Петербурга заявили, что в городе выпускается каждый 7-й автомобиль,
произведенный в России.
Всего на петербургских автопредприятиях
выпускается 10 моделей - Chevrolet Cruze, Opel Astra, Chevrolet
Captiva, Opel Antara, Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano,
Toyota Camry, Hyundai Solaris и Kia Rio.
Вскоре приморский кластер может сравняться с
Петербургом по именам: в марте о создании совместного предприятия в
Приморье объявили компания "Соллерс" и японский концерн "Мицуи",
представляющий интересы Toyota и Yamaha.
Стороны договорились о выпуске
внедорожника Toyota Land Cruiser Prado, говорит старший аналитик
ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
"Но даже с учетом этого завода и
возможного прихода в Приморье Isuzu в ближайшие два года удастся
выйти на 89-95 тыс. авто в год при хорошем сценарии развития
экономики. Если благоприятная рыночная конъюнктура сохранится, еще
за несколько лет этот показатель вырастет до 150 тыс. Что касается
заявленных 200 тысяч, это получится, только если в регион придет
кто-то еще, например, Honda, или Toyota решит расширить модельный
ряд, причем значительно", - комментирует Андрей
Рожков.
Также, по его мнению, достижение
этих показателей нецелесообразно с учетом возможной отмены в 2013
году льготных тарифов на перевозку автомобилей в Сибирь и
Центральную России.
Рискованно и оправдано
Эффективность автокластеров оценивать еще рано,
говорят эксперты: экономика только начала восстанавливаться после
кризиса, в 2010-2011 годы наблюдался рост авторынка. В целом такие
проекты довольно рискованны.
В случае повторения ситуации 2008 года
производство встанет в виду резкого падения покупательной
способности и изменения инвестиционных настроений населения.
В Северной столице у автопроизводителей
периодически возникают проблемы: КЭРППиТ выражал недовольство
невысоким средним уровнем зарплаты на местных заводах (30 тыс.
рублей), который мешает привлекать в отрасль молодых
специалистов.
Тем не менее, создание автокластеров оправдано,
считают аналитики. Как минимум, они выполняют роль провалившегося
отечественного автопрома, как максимум – предотвращают возможное в
будущем проникновение китайских автомобилей.
Пока их присутствие заметно только в грузовом и
пассажирском сегментах, легковые автомобили составляют всего 2% от
общего импорта.
Кластеры обеспечивают своим участникам более
выгодные условия сборки (за счет минимизации логистических расходов
и высокого уровня кооперации) и делают выход на рынок новых игроков
заранее экономически более затратным.
http://www.firstnews.ru/news/business/darkin-poprobuet-vydavit-yaponskiy-avto-sekond-khend-/