Новости
8  Июня  2006
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - УРАЛ: Гонки на выживание

Черная металлургия России включилась в борьбу за мировое лидерство

Екатерина Шахназарова

Металлургическая промышленность России является одной из базовых отраслей национальной экономики. Доля металлургии в ВВП России составляет пять процентов, в промышленном производстве РФ — 19,3 процента. Кроме того, металлургическая отрасль обеспечивает примерно 18 процентов российского экспорта. Последнее — в некоторой степени мера вынужденная: в связи с вялым спросом на продукцию металлургов со стороны отечественных потребителей (машиностроение, приборостроение, трубная промышленность), внутренний рынок растет медленно. По данным Росстата, в 2005 году предприятиями черной металлургии страны было произведено 66,2 миллиона тонн стали (рост составил 100,8 процента к 2004 году).

Экспортеры поневоле

На этом фоне ситуация с увеличением отгрузки продукции ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в пользу российских потребителей выглядит уникальной. Так, в прошлом году впервые за десять лет поставки ММК на внутренний рынок превысили экспорт (показатель продаж Магнитки на внутреннем рынке составил 50,6 процента). По словам председателя совета директоров Магнитогорского меткомбината Виктора Рашникова, основные перспективы предприятия он связывает с дальнейшим увеличением металлопотребления в России, чему будет способствовать реализация крупных инфраструктурных проектов в нефтяной, газовой промышленности, энергетике, а также оживление в метизной промышленности и машиностроении. Отраслевые аналитики отмечают, что рост потребления в России металлопродукции в ближайшее время действительно предвидится, говорят, что динамика нового спроса на рынке будет в основном носить нишевый характер. Вряд ли в таком случае на вызов потребителей смогут ответить своими действиями крупные металлургические комбинаты. Более гибким и действенным может оказаться способ строительства мини-заводов, который уже взят на вооружение новыми игроками металлургического рынка. Первой к реализации стратегии строительства сети мини-заводов приступила ОАО «Макси-Групп», в состав которой сегодня входит ЗАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод» (три промышленные площадки в Свердловской области — в Нижних Сергах, Ревде и Березовском), ООО «Интертехремонт» и дивизион обработки лома — ЗАО «Уралвторчермет». Основное конкурентное преимущество мини-заводов — гибкая технология, реагирующая на потребности рынка, короткая производственная цепочка. Инвестиционные планы «Макси-Групп» по расширению производства, рассчитанные до 2011 года, по пессимистическому прогнозу, должны вывести показатель выплавки стали на двенадцать миллионов тонн в год. Оптимистичный план развития компании предполагает выпуск 18 миллионов тонн стали. Аналогичная идея нашла отклик и у руководства ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». Второй по величине производитель меди в России избрал стратегией развития бизнеса диверсификацию. Основную роль здесь должен сыграть стальной дивизион УГМК. На долю черной металлургии сейчас приходится 14 процентов от общего выпуска продукции компании. В ближайшие два года эта цифра должна возрасти в разы. К 2008 году УГМК намерена построить два меткомбината — в Тюмени (мощность — 550 тысяч тонн стального проката в год) и Башкирии (600 тысяч тонн стали и 545 тысяч тонн проката). Оба завода будут работать с ориентиром на строительный сектор. По прогнозу министерства экономического развития и торговли РФ, к 2010 году производство стали в стране должно увеличиться до 75 миллионов тонн. Достигнуть такого показателя представляется возможным только при условии благоприятного развития сфер-потребителей. Пока же дела успешно складываются только в строительном секторе. В остальных отраслях все планы по развитию носят декларативный характер, в результате чего отечественным предприятиям черной металлургии ничего не остается, как развивать свое экспортное направление. Однако и здесь не все так уж и просто.

Между молотом и наковальней

Как считает металлургический аналитик ИФК «Солид» Игорь Нуждин, при условии сохранения экспортной ориентации черной металлургии России, не исключено, что структура географии поставок может претерпеть некоторые изменения. Главную скрипку на мировом рынке сегодня играет Китай, который за последние два года превратился из импортера в экспортера стальной продукции. В 2004 году Поднебесная обеспечила 25 процентов мирового потребления стали (в физическом выражении — 250 миллионов тонн). Год спустя ситуация резко изменилась. На смену импорту пришел экспорт. В 2005 году Китай поставил на внешние рынки порядка 30 миллионов тонн стали. С превращением Китая в экспортера наши металлурги получат в его лице серьезного конкурента на рынках Азии. Особенно актуальна эта проблема для ЕвразХолдинга и Магнитогорского металлургического комбината: «Евраз», в состав которого входит Нижнетагильский металлургический комбинат, отправляет в Азию около 40 процентов продукции; у ММК на страны Азии и Дальнего Востока приходится 31 процент экспортной отгрузки. Другим фактором, стоящим на пути российского экспорта металлургической продукции, являются заградительные меры. По всему миру их насчитывается порядка сорока. Обойти барьеры можно двумя способами: объединиться с одним из иностранных производителей, чье присутствие на перспективном рынке стабильно; либо купить иностранный актив, что представляется гораздо проще сделать. Именно по второму пути пошла основная часть отечественных металлургов. В Европе российский капитал присутствует уже давно. «Стальная группа «Мечел» купила румынские заводы Cost и S.C. Industria Sarmei, а также Mechel Zeljezara в Хорватии. «Евразхолдинг» владеет заводом Vitkovice Steel в Чешской республике и компанией Palini e Bertoli в Италии. Свой первый иностранный актив не так давно приобрела и Магнитка. Выиграв в консорциуме с компаниями из Саудовской Аравии и Пакистана конкурс по приватизации Pakistan Steel, ММК «застолбил» себе место на перспективном рынке Ближнего Востока. Лидером по поглощениям можно смело назвать «Северсталь»: группа уже приобрела в США компанию Rouge Industries — поставщика листовой стали для крупнейших автомобильных корпораций страны и произвела поглощение итальянской группы Lucchini. Однако скупкой зарубежных активов решается исключительно локальный круг вопросов: закрепление на рынке, обход заградительных мер. В борьбе же за глобальную конкуренцию мы по-прежнему проигрываем мировому лидеру — Mittal Steel (Индия) — империи металлурга Лакшми Миттала. При этом победоносное шествие Лакшми Миттал начал уже в традиционно близких для России регионах. Так, в прошлом году Mittal Steel победил в аукционе по продаже крупнейшего украинского производителя, «Криворожстали», предложив за лот 4,9 миллиарда долларов. Кроме того, основной путь становления, который в том числе сопровождался сделками по слиянию и поглощению, Mittal Steel уже пройден. Уровень достигнутой капитализации бизнеса Mittal Steel достаточно высок (22 миллиарда долларов), что позволяет компании сильно повышать ставки в большой игре. Противостоять возможному поглощению со стороны империи Лакшми Миттала российским металлургам можно лишь консолидацией отрасли, предполагающей объединение основных игроков на российском рынке.

Забыть про амбиции

До последнего времени интеграционные процессы внутри страны практически отсутствовали из-за чрезмерной самостоятельности владельцев крупнейших металлургических компаний. С идеей консолидации металлургических активов чуть менее года назад выступил совладелец ЗАО «Металлоинвеста» Алишер Усманов. Пока бизнесмену не удалось найти одобрения ни у своих коллег-металлургов, ни у власти. Хотя, благодаря воплощению идеи г-на Усманова в жизнь, Россия получила бы крупного игрока на рынке, капитализация которого, по оценкам аналитиков, могла бы составить не менее десяти — двенадцати миллиардов долларов. А это уже заявка на конкуренцию с Mittal Steel. Кроме того, по словам аналитика ИФК «Метрополь» Дениса Нуштаева, суммарная капитализация «Северстали», ММК, НЛМК и Евраза может составить 40 миллиардов долларов.. Но это в теории. На практике компании вряд ли когда-нибудь объединятся, так как, пройдя путь становления и завоевания рынка отдельно, обрели полную независимость друг от друга. Между тем вступление России в ВТО уже не за горами. Даже семимильными шагами догнать западных производителей по качеству выпускаемой продукции российским металлургам не под силу. Главным козырем в конкурентной борьбе за рынок для отечественных производителей может стать, как это ни банально прозвучит, дешевизна продукции. Сейчас же доля затрат в стоимости средней единицы продукции черной металлургии достигает 30—35 процентов. Металлургическая промышленность является одним из крупнейших потребителей продукции и услуг естественных монополий (потребляет 35 процентов перевозимых в стране железнодорожным транспортом грузов, 30 процентов производимой электроэнергии, 25 процентов добываемого природного газа, десять процентов добываемой нефти и нефтепродуктов). Тарифное регулирование находится в ведении чиновников. Логичным шагом со стороны властей для поддержки металлургов было бы снижение стоимости на услуги естественных монополий либо налоговые преференции для отрасли.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.