Новости
28  Сентября  2012
Коммерсантъ: Государство выходит из портов

Евгений Тимошинов, Денис Скоробогатько

Назначен новый аукцион по продаже государственных 73% акций порта Ванино. Условия оказались достаточно жесткими: стартовую цену актива не будут объявлять публично, при этом организатор может изменять ее вплоть до проведения тендера. Эксперты считают, что основная борьба за Ванино развернется между En+ Олега Дерипаски, UCLH Владимира Лисина, а также СП "Сибуглемета", "Мечела" и "Уралвагонзавода". Среди других претендентов может быть Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), но для нее в приоритете выкуп у государства 34% акций Мурманского порта, которые также планируется продать до конца года.

"ВТБ Капитал" объявил, что до 29 ноября принимает заявки на тендер по приватизации 73% акций (55,5% уставного капитала) ОАО "Ванинский морской торговый порт". Сами торги состоятся 7 декабря, за два дня до этого организатор должен подвести итоги квалификационного отбора претендентов. Стартовую цену актива заявители получат не позднее 29 октября, но "ВТБ Капитал" оставляет за собой право изменять ее — вплоть до проведения торгов. Претенденты должны также представить безотзывную банковскую гарантию на 3 млрд руб. сроком до 1 февраля 2013 года. В "ВТБ Капитале" от комментариев отказались. Близкий к компании источник пояснил, что такие жесткие условия — защита от недобросовестных претендентов, которые могут сорвать торги.

Прошлая попытка приватизации Ванино, в мае 2011 года, закончилась скандалом. На актив претендовали 14 компаний, стартовая цена выросла с 934 млн до 10,8 млрд руб. Но победитель — ООО "Сэлтехстрой" Ивана Микояна не смогло расплатиться. Большинство претендентов тогда не сомневались, что торги были сорваны целенаправленно. Наибольшую активность на аукционе проявляли структура En+ Олега Дерипаски, дошедшая до цены 5,6 млрд руб., а также "Сибуглемет", который был готов заплатить 10 млрд руб.
En+ "настроена на победу" и на новых торгах, сообщили "Ъ" в компании. Сейчас она контролирует 21,6% акций порта (около 28% уставного капитала). "Для нас это стратегически важный актив",— подчеркнули в En+. Подтвердили "Ъ" свой интерес к порту и в холдинге UCLH Владимира Лисина, который также участвовал в прошлых торгах. Еще одним серьезным претендентом станет СП "Сибуглемета", "Мечела" и "Уралвагонзавода", которые хотели объединиться, чтобы купить Ванино (см. "Ъ" от 4 июля). В "УВЗ-Логистик" (структура "Уралвагонзавода") подтвердили планы по участию в приватизации Ванино, но отметили, что решение — идти на торги самостоятельно или с партнерами — будет принято по итогам переговоров. В "Сибуглемете" на запрос "Ъ" не ответили; в "Мечеле" отказались от комментариев.

Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" предполагает, что стартовая цена Ванино может быть сопоставима с той, что была на предыдущих торгах. "Но основные участники явно будут готовы заплатить за актив более 5 млрд руб.,— добавляет аналитик.— Дешевле точно не купят: борьба за него будет напряженная. Не исключено, что стартовую цену сделают сразу на уровне 2 млрд руб. или больше, чтобы остались только реальные претенденты".

Порт Ванино расположен на БАМе, входит в пятерку крупнейших стивидоров Дальнего Востока. Объединяет три перевалочных комплекса с общей длиной причальной стенки более 2,5 км, склады, сервисный флот и технику. В первом полугодии выручка ОАО составила 763 млн руб., чистая прибыль — 91 млн руб. Порт обработал 2,73 млн грузов.

В 2011 году грузооборот порта составил лишь 5,9 млн т, снизившись к 2010 году на 100 тыс. т. "Были проблемы с зимней навигацией из-за сильных холодов",— поясняет директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева. По ее мнению, порт интересен в первую очередь развитием перевалочных мощностей для угля. Из-за этого на Ванино могут претендовать и другие угольщики — например СУЭК. В компании пока не комментируют возможный интерес к Ванино, но уточняют, что сейчас приоритетной является покупка госпакета Мурманского морского торгового порта (ММТП).

В пятницу ООО "Райффайзен Инвестмент" сообщило, что собирает заявки на покупку 34% акций ММТП (25,5% уставного капитала) до 5 октября; торги пройдут 29 октября. Стартовая цена пакета — 2 млрд руб. СУЭК уже контролирует порт, который является лидером среди российских стивидоров по объемам перевалки навалочных грузов с долей 33,4% во втором квартале 2012 года (ближайший конкурент — "Ростерминалуголь" с 29,26%). Выручка ММТП в первом полугодии составила 1,75 млрд руб., чистая прибыль — 285 млн руб. Один из участников рынка полагает, что — "если ничего неожиданного не произойдет" — СУЭК выкупит госпакет по "цене, близкой к стартовой". За 24,9% акций порта (18,6% уставного капитала) компания заплатила в начале 2012 года 3,136 млрд руб.

http://www.kommersant.ru/doc-y/2034357


Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.