Евгений Тимошинов, Денис Скоробогатько
Назначен новый аукцион по продаже государственных 73% акций
порта Ванино. Условия оказались достаточно жесткими: стартовую цену
актива не будут объявлять публично, при этом организатор может
изменять ее вплоть до проведения тендера. Эксперты считают, что
основная борьба за Ванино развернется между En+ Олега Дерипаски,
UCLH Владимира Лисина, а также СП "Сибуглемета", "Мечела" и
"Уралвагонзавода". Среди других претендентов может быть Сибирская
угольная энергетическая компания (СУЭК), но для нее в приоритете
выкуп у государства 34% акций Мурманского порта, которые также
планируется продать до конца года.
"ВТБ Капитал" объявил, что до 29 ноября принимает заявки на
тендер по приватизации 73% акций (55,5% уставного капитала) ОАО
"Ванинский морской торговый порт". Сами торги состоятся 7 декабря,
за два дня до этого организатор должен подвести итоги
квалификационного отбора претендентов. Стартовую цену актива
заявители получат не позднее 29 октября, но "ВТБ Капитал" оставляет
за собой право изменять ее — вплоть до проведения торгов.
Претенденты должны также представить безотзывную банковскую
гарантию на 3 млрд руб. сроком до 1 февраля 2013 года. В "ВТБ
Капитале" от комментариев отказались. Близкий к компании источник
пояснил, что такие жесткие условия — защита от недобросовестных
претендентов, которые могут сорвать торги.
Прошлая попытка приватизации Ванино, в мае 2011 года,
закончилась скандалом. На актив претендовали 14 компаний, стартовая
цена выросла с 934 млн до 10,8 млрд руб. Но победитель — ООО
"Сэлтехстрой" Ивана Микояна не смогло расплатиться. Большинство
претендентов тогда не сомневались, что торги были сорваны
целенаправленно. Наибольшую активность на аукционе проявляли
структура En+ Олега Дерипаски, дошедшая до цены 5,6 млрд руб., а
также "Сибуглемет", который был готов заплатить 10 млрд руб.
En+ "настроена на победу" и на новых торгах, сообщили "Ъ" в
компании. Сейчас она контролирует 21,6% акций порта (около 28%
уставного капитала). "Для нас это стратегически важный актив",—
подчеркнули в En+. Подтвердили "Ъ" свой интерес к порту и в
холдинге UCLH Владимира Лисина, который также участвовал в прошлых
торгах. Еще одним серьезным претендентом станет СП "Сибуглемета",
"Мечела" и "Уралвагонзавода", которые хотели объединиться, чтобы
купить Ванино (см. "Ъ" от 4 июля). В "УВЗ-Логистик" (структура
"Уралвагонзавода") подтвердили планы по участию в приватизации
Ванино, но отметили, что решение — идти на торги самостоятельно или
с партнерами — будет принято по итогам переговоров. В "Сибуглемете"
на запрос "Ъ" не ответили; в "Мечеле" отказались от
комментариев.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" предполагает, что
стартовая цена Ванино может быть сопоставима с той, что была на
предыдущих торгах. "Но основные участники явно будут готовы
заплатить за актив более 5 млрд руб.,— добавляет аналитик.— Дешевле
точно не купят: борьба за него будет напряженная. Не исключено, что
стартовую цену сделают сразу на уровне 2 млрд руб. или больше,
чтобы остались только реальные претенденты".
Порт Ванино расположен на БАМе, входит в пятерку крупнейших
стивидоров Дальнего Востока. Объединяет три перевалочных комплекса
с общей длиной причальной стенки более 2,5 км, склады, сервисный
флот и технику. В первом полугодии выручка ОАО составила 763 млн
руб., чистая прибыль — 91 млн руб. Порт обработал 2,73 млн
грузов.
В 2011 году грузооборот порта составил лишь 5,9 млн т,
снизившись к 2010 году на 100 тыс. т. "Были проблемы с зимней
навигацией из-за сильных холодов",— поясняет директор по развитию
агентства PortNews Надежда Малышева. По ее мнению, порт интересен в
первую очередь развитием перевалочных мощностей для угля. Из-за
этого на Ванино могут претендовать и другие угольщики — например
СУЭК. В компании пока не комментируют возможный интерес к Ванино,
но уточняют, что сейчас приоритетной является покупка госпакета
Мурманского морского торгового порта (ММТП).
В пятницу ООО "Райффайзен Инвестмент" сообщило, что собирает
заявки на покупку 34% акций ММТП (25,5% уставного капитала) до 5
октября; торги пройдут 29 октября. Стартовая цена пакета — 2 млрд
руб. СУЭК уже контролирует порт, который является лидером среди
российских стивидоров по объемам перевалки навалочных грузов с
долей 33,4% во втором квартале 2012 года (ближайший конкурент —
"Ростерминалуголь" с 29,26%). Выручка ММТП в первом полугодии
составила 1,75 млрд руб., чистая прибыль — 285 млн руб. Один из
участников рынка полагает, что — "если ничего неожиданного не
произойдет" — СУЭК выкупит госпакет по "цене, близкой к стартовой".
За 24,9% акций порта (18,6% уставного капитала) компания заплатила
в начале 2012 года 3,136 млрд руб.
http://www.kommersant.ru/doc-y/2034357