Анна Беляева
В 2011 году банки снижали ставки по кредитам на
покупку автомобилей. Но «продолжения банкета» не будет. Если
ситуация в экономике ухудшится, весной кредитные ставки могут
показать заметный рост. Однако банкиры и автодилеры знают, чем
привлечь клиентов.
«Халява» закончилась
Начало високосного года для тех, кто планировал
приобрести автомобиль с помощью банковского кредита, оказалось
невеселым. В 2011 году завершилось действие одного из главных
стимуляторов отечественного авторынка – госпрограммы субсидирования
ставок по кредитам на покупку автомобиля. Она распространялась,
напомним, на популярные машины ценой до 600 тысяч рублей как
отечественных, так и импортных брендов, но обязательно выпущенные в
России.
По условиям программы, банк компенсировал
клиентам две трети ставки рефинансирования (впоследствии –
фиксированные 6%). То есть, покупателю автокредит доставался со
ставкой всего в 5-6% годовых, а иногда и ниже. С окончанием
льготной программы ставки на автокредиты показали свой «реальный»
уровень. Сейчас по Петербургу средняя стоимость автокредита в
рублях составляет 13-15% годовых (в долларах или евро – примерно на
2% ниже).
Лучшие предложения – у банков, которые реализуют
совместные программы с автопроизводителями или дилерами. У них
можно найти кредиты по 8,5-9% годовых в рублях. Правда, следует
обращать внимание на условия предоставления кредита. В ряде случаев
«нагрузкой» может быть единовременная комиссия банку (от 5 тысяч
рублей), наличие поручителей, обязательное и добровольное
страхование автомобиля, а также жизни заемщика. Иногда банки при
более низком уровне процентов требуют более высокий первоначальный
взнос (от 40% стоимости машины), либо предлагают ограниченный срок
кредитования, например, всего до 12-ти месяцев.
Потолок ставок по автокредитам доходит до
20-29%. Условия таких банковских продуктов напоминают срочные займы
в микрофинансовых организациях. Все, что требуется от клиента – это
паспорт и водительские права, но сумма и сроки таких кредитов, как
правило, весьма ограничены.
В минувшем году банки не только наращивали
объемы автокредитования, но и снижали процентные ставки. К началу
2012 года их уровень фактически достиг докризисного показателя.
Банковские сводки за последний месяц показывают, что условия по
кредитам финансовые организации меняют разнонаправлено. Некоторые
продолжают повышать лояльность клиентов. Так, с этого года один из
иностранных банков, не поменяв ставку по автокредитам, позволяет
теперь включать в него стоимость КАСКО – без увеличения
первоначального взноса.
Но есть банки, которые ухудшили условия
предоставления кредитов на покупку автомобиля. Например, крупнейший
иностранный банк в России, успевший зарекомендовать себя на ниве
автокредитования, с начала года отменил комиссию в 6 тысяч рублей
за выдачу кредита, однако поднял на новые автомобили минимальный
порог ставки на 0,5%, а на подержанные – сразу на 1,5%. Некоторые
крупные региональные банки увеличили комиссию за оформление
автокредитов.
«Понижения процентной ставки нет, – напротив,
ряд участников рынка повысили ставки по существующим кредитным
продуктам (в среднем увеличение составило один процент), либо
ужесточили условия для заемщиков», – подтверждает отмеченную
«БалтИнфо» тенденцию начальник отдела аналитики агентства
«Автостат» Андрей Топтун.
Затишье перед бурей?
Эксперты полагают, что в течение некоторого
времени уровень ставок будет стабилен. «Мы полагаем, что в
ближайшее время снижения ставок по автокредитам наблюдаться, скорее
всего, не будет, – считает руководитель направления
автокредитования «Хоум Кредит банка» Сергей Моргунов. – Возможно,
что по некоторым совместным программам банков и производителей
ставки будут несколько ниже, однако в этом случае стоимость кредита
снизится за счет дисконтов, которые импортер даст на модельный ряд
2011 года». Что же касается повышения ставок, то, отмечает эксперт,
рынок сейчас сформирован, и роста ставок у основных участников не
предвидится.
В дальнейшем поведение ставок по автокредитам
будет зависеть от того, как банковская система отреагирует на
наступление очередной волны финансового кризиса. Напомним, что уже
в четвертом квартале 2011 года банки начали испытывать проблемы с
ликвидностью. Все эти предпосылки кризиса, как показал опыт, для
ставок – «хуже атомной войны».
«Для банков определяющим моментом
будет доступность ресурсов, – говорит старший аналитик ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков. – Они будут ориентироваться на
стабильность финансовых рынков. Если случится вторая волна кризиса,
банки как минимум не будут понижать ставки, поскольку риск
невозврата кредитов вырастет. Сейчас, пока перспективы экономики до
конца не ясны, банки будут вести себя осторожно».
Эксперт ФГ БКС Арарат Мкртчян указывает на то,
что банки вынуждены покрывать дорожающее фондирование и растущие
ставки по депозитам. Но до конца первого квартала 2012 года, по
прогнозу эксперта, больших изменений ставок не будет. «В межсезонье
рынок замирает, и повышать в этот период ставки было бы просто
нецелесообразно. В дальнейшем все будет зависеть от ситуации на
рынках. Если рубль ослабнет или произойдет какой-то острый негатив
в мировой экономике, ставки будут расти в пределах 3-5%», – считает
эксперт.
Участники банковского сообщества также не
исключают повышения ставок. «В условиях сокращающейся ликвидности и
удорожания ресурсов возможен вариант небольшого сокращения банками
финансирования автокредитов, – полагают эксперты ОАО «Банк
Санкт-Петербург». – Трудности с ликвидностью могут несколько
затормозить развитие автокредитования, вследствие чего может
произойти увеличение ставок. Но незначительное».
Однако не все прогнозы пессимистичны. «По мере
увеличения объема ликвидных активов в российской банковской
системе, а также снижения стоимости привлекаемой ликвидности,
ставки по кредитам будут снижаться, – отмечает аналитик
независимого агентства «Инвесткафе» Никита Игнатенко. – Сейчас
ставки по кредитам очень сильно отличаются в зависимости от банка и
марки автомобиля. Это, на мой взгляд, ненадолго. В дальнейшем будет
формироваться тенденция к унификации ставок, причем, скорее всего,
средняя ставка по кредиту будет ниже нынешней примерно на
2-3%».
Денег больше не дадут
Рынку автокредитования в целом эксперты
предсказывают не самое радостное будущее: вряд ли нынешние темпы
роста сохранятся без господдержки. По оценке «Автостата»,
субсидированные государством кредиты обеспечивали более 10% продаж
на российском авторынке и занимали свыше 30% от объемов
автокредитования в целом.
По мнению Андрея Рожкова, ту треть
рынка, что пришлась на субсидированные кредиты, будет непросто
заместить обычным коммерческим предложением банков. «Ставки по
кредитам не снижаются, соответственно, спрос на кредиты в
дальнейшем увеличиваться не будет», – полагает
аналитик.
Этой же точки зрения придерживается Арарат
Мкртчян. «В начале 2012 года спрос на автокредитование в России
будет по-прежнему высоким, но рост ставок будет оказывать
сдерживающее влияние на потребительскую активность. По нашим
оценкам, объемы автокредитования в будущем году не превысят
значений 2011 года. По первому кварталу ожидаем, что автокредитов в
России будет выдано на 4-4,5 млрд рублей», – отмечает эксперт.
По мнению аналитиков ОАО «Банк Санкт-Петербург»,
в связи с окончанием программ льготного автокредитования и
утилизации «автохалама» есть вероятность того, что и уровень продаж
автомобилей, произведенных отечественными предприятиями, в 2012
году либо останется на уровне прошлого года, либо незначительно
снизится.
В то же время, по мнению Никиты Игнатенко,
теперь продажи автомобилей будут отражать уже их потребительскую
ценность, а не выгодные условия кредитования по тем или иным маркам
и моделям. Вследствие этого может измениться «национальный» состав
предпочтений автовладельцев. Арарат Мкртчян не исключает, что
покупатели будут больше брать в кредит машины иностранных
марок.
...Минпромторг заявляет однозначно: новых
льготных программ по автокредитованию можно не ждать. Таким
образом, борьбу за покупателя банки, дилеры и производители будут
продолжать уже в новых условиях и на новом уровне. Действовавшая с
2009 года льготная программа заложила хорошую основу для их
сотрудничества, эта «связка» и станет двигателем прогресса на
авторынке. «В качестве компенсации банки постараются расширять и
продвигать специальные программы автокредитования с производителями
и автодилерами», – прогнозируют эксперты «Банка Санкт-Петербург».
По их мнению, доля спецпрограмм в общем объеме автокредитов может
достичь 50%.
Аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун
отмечает, что, как правило, эти кредитные программы не менее
интересны, а зачастую способны конкурировать по уровню ставок с
закрытой льготной госпрограммой. По мнению эксперта, об активизации
сотрудничества с банками задумаются в первую очередь зарубежные
производители. Почти все они подписали соглашения с российскими
властями по новым условиям промсборки. А значит, уже сейчас надо
задуматься о том, кому и как продать те сотни тысяч автомобилей,
что сойдут с российских конвейеров.
http://www.baltinfo.ru/2012/01/18/Avtokredit-bez-gospodderzhki-253881