«Ярпиво» сольется с воронежским пивзаводом Baltic Beverage Holding
продолжает консолидировать свои российские пивоваренные активы
Ольга Соколик
ОАО «Ярпиво» и ОАО «Пивзавод Воронежский» на
днях вновь обсудили возможность присоединения к «Ярпиву»
воронежской пивоваренной компании. Все активы воронежского
пивзавода на 31 марта 2005 г. оценивались почти в 1,155 млрд руб.
Конкретные сроки слияния компаний пока не определены, однако
аналитики предполагают, что это может произойти в ближайшее время.
Специалисты отмечают, что консолидация активов ярославской и
воронежской компаний – часть стратегии их основного акционера,
скандинавского Baltic Beverages Holding (BBH), который намерен
заметно усилить свои позиции на российском рынке пива, увеличив
координацию совместной деятельности всех предприятий, входящих в
BBH. ОАО «Ярпиво» – вторая крупнейшая после «Балтики» пивоваренная
компания, контролируемая холдингом ВВН в России, выпускает пивные
марки под брендами «Ярпиво», «Волга», Irish Red, «Славное». По
итогам 2004 г. чистая выручка «Ярпива» от продаж составила
227 млн долл., увеличившись по сравнению с 2003 г. на 8,1%. EBITDA
в минувшем году достигла 67 млн долл., снизившись на 12% по причине
увеличения затрат на маркетинг, продажи и дистрибуцию.
Рентабельность EBITDA составила в прошлом году 29%. Объем чистой
прибыли «Ярпива» составил 38 млн долл. (17% от чистой выручки). В
минувшем году в инвестиционные проекты ею было вложено 29 млн долл.
Как сообщили в компании, по итогам 2004 г. доля «Ярпива» на пивном
рынке России составила 6,5%, а объем продаж – 53 млн дал. ОАО
«Пивзавод Воронежский» входит в группу компаний «Ярпиво». По данным
аналитиков, в настоящее время ОАО «Ярпиво» владеет практически
всеми акциями воронежского пивзавода, выкупив их у ВВН. По оценке
аналитика ИФК «Метрополь» Натальи Мильчаковой, free-float акций
воронежского пивзавода составляет менее 1%. Как сообщили RBC daily
в агентстве «Бизнес Аналитика», согласно данным аудита розничной
торговли, по итогам 2004 г. в общих продажах пива по России доля
«Ярпива» в стоимостном выражении составила 5,87%, «Пивзавода
Воронежского» – 0,34%. В случае слияния «Ярпива» и
воронежского пивзавода речь идет о фактической интеграции более
мелких филиалов ВВН в крупные, что способствует усилению
вертикальной схемы управления предприятиями. «В настоящее время BBH
отдельно контролирует каждый филиал. Интеграция BBH может пойти
здесь по пути "Сан Интербрю"», – отметила в разговоре с RBC daily
аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. По ее словам, идея
консолидации филиалов холдинга витает в воздухе последние 2-3 года,
однако пока никаких серьезных подвижек не было. По мнению
аналитиков, на российском рынке наблюдается общая для крупнейших
игроков тенденция, когда с целью гармонизации бизнеса, повышения
рентабельности производства и снижения издержек происходит слияние
в единое юридическое лицо компаний, имеющих общих акционеров. Это
способствует внедрению общей системы управления и дистрибуции,
оптимизации деятельности компании. «Тенденция вполне закономерная,
она соответствует динамике развития рынка пива в России», – отметил
в разговоре с RBC daily руководитель исполнительного секретариата
Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. В компаниях «Ярпиво»
и «Пивзавод Воронежский» предпочитают не комментировать их слияние
до момента принятия окончательного решения о реорганизации.
Впрочем, эксперты убеждены, что и «Ярпиво», и «Пивзавод
Воронежский» только выиграют в случае интеграции. «Чтобы успешно
конкурировать, заводы должны, во-первых, объединяться, а во-вторых,
осваивать региональные рынки. Рынки Москвы и Санкт-Петербурга уже
насыщены. Слияние с воронежским пивзаводом укладывается в стратегию
«Ярпива» по расширению своего присутствия в регионах», – говорит
г-н Мамонтов. Кроме того, по его словам, ярославская компания
сможет расширить производственные мощности, увеличив долю рынка. По
данным Союза российских пивоваров, в минувшем году «Пивзавод
Воронежский» произвел 4 млн дал (около 0,5% от всего объема рынка
пива в России). «Вероятно, «Ярпиво» будет инвестировать в развитие
мощностей присоединяемой компании», – отметил г-н Мамонтов.
Интеграция ярославского и воронежского филиалов также выгодна
основному акционеру «Ярпива» Baltic Beverages Holding, считают
аналитики. «Цель объединения
компаний – снизить внутреннюю конкуренцию брендов, оптимизировать
систему сбыта и повысить объемы продаж», – отметила в разговоре с
RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. Как
сообщает компания BBH, в 2005-06 гг. холдинг планирует в результате
интеграции своих заводов улучшить качество управления бизнесом,
повысить объемы продаж и эффективность производства, снизить
внутреннюю конкуренцию брендов, получить эффект от экономии
масштаба, а также создать в России крупнейшую дистрибьюторскую
сеть. Все это, как считают в холдинге, сможет существенно повысить
его рыночную стоимость. Более того, аналитики предполагают, что
слияние «Ярпива» и воронежского пивзавода может быть подготовкой в
перспективе к консолидации всех российских активов BBH. Напомним,
что в настоящее время скандинавский концерн кроме «Балтики» и
группы «Ярпиво» контролирует также пивоваренные компании «Вена»,
«Золотой Урал» и «Пикра». В рамках реализации заявленной стратегии
холдинга ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» в начале апреля 2005
г. приобрела 16,38% акций ОАО «Пикра». Видимо, такая стратегия
оправдывает себя: в 2004 г. пивоваренные компании BBH увеличили
свою долю рынка пива в России до 34% (в 2003 г. – 32%). Эксперты не
исключают, что в долгосрочных планах холдинга перевести все свои
компании в России на единую акцию, что позволит BBH стать одной из
крупнейших европейских компаний на этом рынке.