Артем Бетев, Кирилл Тищенко
Склады дилеров АвтоВАЗа забиты 70 тысячами
непроданных автомобилей. В Тольятти надеются на Новый Год, а
эксперты предлагают руководству предприятия серьезнее заняться
маркетингом и ценовой политикой. По данным «Ведомостей», у дилеров
российского автозавода скопилось не менее 72 тыс. автомобилей, что
на 80% превышает среднемесячную норму. Это может вынудить АвтоВАЗ
остановить конвейер и продлить новогодние каникулы до 15 января. На
заводе надеются, что к этому времени излишки удастся распродать
благодаря традиционному декабрьскому росту спроса и новогодним
скидкам. Хуже всего обстоят дела у московских дилеров предприятия –
здесь скопилось более 15 тыс. машин. Большинство продавцов считают
причиной падения роста продаж сентябрьское повышение цен, когда
АвтоВАЗ повысил цены на все модели за исключением «Нивы» на 4 тыс.
руб. После этого отдельные автомобили десятого семейства и
относительно недавно поступившие в продажу «Калины» оказались
дороже некоторых популярных иномарок иностранного производства. На
заводе объясняли этот шаг повышением себестоимости производства:
ростом цен на энергоносители, металл, комплектующие, однако сколько
составил этот рост в процентах, на ВАЗе никто не сказал. Кроме
официального роста цен, дилеры столкнулись со скрытым подорожанием
на 10 тыс. руб. – на такую сумму выросла стоимость «десятки» с
гидроусилителем. Сейчас они стоят почти 270 тыс. руб., таким
образом, цена на них перевалила психологический ценовой порог в $10
тыс. «Десятка» в люксовой комплектации стоит $10,5 тыс. Китайский
Chery Amulet в базовой комплектации с гидроусилителем руля и
кондиционером – $9 тыс, Renault Logan и Chevrolet Lanos – от $9
тыс., Kia Spectra дороже люксовой «десятки» на тысячу, Hyundai
Accent – на полторы. Renault Logan можно купить сейчас за $9,5
тыс., Chevrolet Lanos – за $9 тыс., а Kalina стоит около $9,7 тыс.,
«десятки» в базовой комплектации – от $9,4 тыс. Против
сентябрьского повышения цен в свое время выступили московские
дилеры, пославшие исполняющему обязанность директора гендиректора
«АвтоВАЗа» Максиму Нагайцеву письмо с просьбой сдержать повышение
цен. Особенно продавцов возмутило, что цены подняли на одну сумму
для всех моделей, не учитывая их ценового позиционирования.
Геннадий Грачев, исполнительный директор столичного автосалона
«Северянин-АвтоВАЗ», рассказал «Газете.Ru», что после повышения цен
на продукцию Тольяттинского автокомбината продажи упали в два раза.
«У нас забиты все площадки. После того как в сентябре стоимость
десятки приблизилась к $10 тыс., продажи начали падать, – пояснил
Грачев. – Существует сезонное падение цен, в ноябре продается мало
машин, но все-таки не настолько». Маркетолог питерского салона
«Элекс-Полюс» Сергей Пляшкевич тоже считает $10 тыс. роковой суммой
для АвтоВАЗа: «У нас все склады затарены однозначно из-за летнего
повышения цен. За эти деньги люди покупают иномарки». По словам
продавцов, все более серьезную конкуренцию ВАЗу составляют даже
китайские автомобили, предлагающие за аналогичную цену более
богатые комплектации. «Основной конкурент – дешевые корейские и
китайские автомобили. Например, много клиентов на себя оттягивает
Chery Amulet, – согласна с Пляшкевичем бренд-менеджер Lada
московского автосалона »Автомир« Татьяна Лавренова. – У нас сейчас
критическая ситуация. Автомобилей »ВАЗ« в салоне слишком много».
Региональные автосалоны тоже страдают от избытка продукции. В офисе
официального дистрибьютора «Новосибирск-Лада» «Газете.Ru»
рассказали, что в центральной Сибири рынок перенасыщен «Калинами» и
«десятками». «Я могу сказать, что продукции АвтоВАЗа слишком много,
просто посмотрев во двор. У нас заставлены все площадки и даже вся
дворовая территория. У дилеров ситуация точно такая же. И это
продолжается всю осень». В ульяновском салоне «Симбирск-Лада» также
отмечают резкое падение продаж после летнего повышения цен на
продукцию из Тольятти. Единственный регион, где не заметили падения
спроса на «Лады», – Приморский кран, где большая часть населения
ездит на подержанных праворульных «японках». Там уровень продаж
вазовских моделей стабильно низок. «У нас уровень продаж
практически ни от чего не зависит. И от роста цен тоже. На складе
стоит все время штук 5–10. Торговля идет не шатко, не валко.
Частные лица берут плохо. А так оторвали контрактик, и хорошо», –
сообщил сотрудник автосалона «Даль-Лада» из Владивостока. Спрос
падает именно на модели, попавшие в один ценовой сегмент с
недорогими иномарками, – «Калину» и модели десятого семейства.
Продажи более дешевых Samara-2 и «классики» остались практически на
прежнем уровне. По словам аналитика инвестиционной финансовой
компании «Метрополь» Александра Жукова, непроданные 70 тыс.
автомобили на складах дилеров – сигнал «АвтоВАЗу» о том, что
предприятию следует серьезнее заняться своей сбытовой политикой и
маркетингом. «У нынешнего руководства »АвтоВАЗа« нет четкой
стратегии развития, позиционирования моделей, отсутствует ценовая
гибкость. Недавние повышения цен ничем не обоснованы для покупателя
– он должен платить больше, несмотря на то что ему не предложили
ничего нового», – отмечает Жуков. Lada Priora, которая должна выйти
в следующем году и впоследствии сменить на конвейере модели
десятого семейства, при ее правильном продвижении вполне может
стать хитом, считает Жуков. «АвтоВАЗу следует лучше налаживать
связь с покупателем, рассказывать о системе кредитования, создать
систему скидок, – говорит аналитик. – Компании не хватает рекламы в
целом». АвтоВАЗ – мощная структура, которая при грамотном
управлении сможет выдержать конкуренцию с иностранными
производителями, уверен эксперт. «Несмотря на то что продажи
иномарок растут, в регионах они пока не могут составить достойную
конкуренцию ВАЗу – там не развит сервис», – поясняет Жуков.
Кроме того, до выхода новых моделей, которые в будущем должны
составить конкуренцию иномаркам, ВАЗ «поддержит на плаву»
производство «классики» и «самар», которые пока вне конкуренции по
цене. «Руководство ведь может изменить свои планы и продержать их
на конвейере подольше», – замечает аналитики.