Монополия хочет сама продать долю в
“Эльгаугле”
Ксения Рыбак
“Российским железным дорогам” надоело ждать
решения чиновников о совместной продаже “Эльгаугля” и “Якутугля”.
Теперь монополия решила самостоятельно продать свой пакет в
угольной компании. “Эльгауголь” владеет лицензией на разработку
крупнейшего в России Эльгинского угольного месторождения в Якутии с
запасами 2,7 млрд т угля. Якутии принадлежит 39,4% компании,
РЖД — 29,5%, ЗАО “ВСКК” — 28,8%, “Якутуглю” — 2,4%.
На месторождении планируется добывать 30 млн т угля в год. В
его освоение нужно вложить около $2,8 млрд. В 2005 г.
“Якутуголь” добыл 8,97 млн т угля. 75% акций принадлежит
Якутии, 25% плюс 1 акция — группе “Мечел”, купившей
пакет на аукционе в 2005 г. за $411 млн. РЖД давно
мечтает продать свою долю в “Эльгаугле”. Больше года назад
монополия объявила тендер на продажу своего пакета, победителем
которого мог быть признан “Мечел”, рассказывал “Ведомостям”
знакомый с планами РЖД источник. Но внезапно Минэкономразвития
предложило компании продать “Эльгауголь” вместе с “Якутуглем”, и
РЖД отменила конкурс. Процедура продажи компаний единым лотом
должна была быть прописана в мировом соглашении между Росимуществом
и Якутией. Это соглашение должен был утвердить Высший арбитражный
суд (ВАС), но суд отказался это сделать. Как стало известно
“Ведомостям”, РЖД решила не ждать новых судов и предложений
чиновников. Глава РЖД Владимир Якунин сообщил министру
экономического развития Герману Грефу, что компания собирается
самостоятельно продать свой пакет в “Эльгаугле”. В письме Якунина
(его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) говорится, что
совместную продажу Якутией и РЖД долей в “Якутугле”, “Эльгаугле”, а
также незавершенного участка железной дороги до Эльгинского
угольного месторождения реализовать невозможно. Причиной Якунин
называет отказ суда утвердить мировое соглашение. “Статус ОАО “ХК
"Якутуголь" является неопределенным с правовой точки
зрения”, — констатирует он, а совместная продажа акций
компании “создает правовые риски как для будущего инвестора, так и
для РЖД”. Срок продажи долей в угольных компаниях постоянно
переносится и РЖД до сих пор не имеет четкого представления о
времени проведения конкурса, говорит Якунин и предупреждает, что
“РЖД оставляет за собой право в одностороннем порядке проводить
мероприятия по отчуждению акций “Эльгаугля” и недостроенных
объектов железнодорожной линии Улак — Эльга. Пресс-секретарь
Якунина Михаил Гончаров сказал “Ведомостям”, что письмо было
отправлено Грефу 26 февраля. “Мы поддерживали продажу
"Эльгаугля" и "Якутугля" единым лотом, но дальнейшее затягивание
решения по развитию месторождения неоправданно. Скорейшая продажа
инвесторам Эльгинского месторождения в интересах экономики региона,
самой РЖД (она получает стабильную грузовую нагрузку) и самого
проекта”, — сказал Гончаров. Источник, близкий к “Эльгауглю”,
говорит, что РЖД скорее всего продаст пакет, который оценивается в
$40 млн, а также 60 км железной дороги стоимостью более
$400 млн на аукционе. Среди претендентов на эти активы он
называет “Ренову”, “Евраз” и Первую горнорудную компанию.
Представители “Евраза” и “Реновы” от комментариев отказались.
Источник, близкий к Первой горнорудной компании, (принадлежит
бизнесмену Зиявудину Магомедову) сказал, что его компания может
поучаствовать в Эльгинском проекте, но окончательного решения пока
нет. Он добавил, что “Эльгауголь” вместе с “Якутуглем” компании не
интересен. РЖД без труда найдет покупателей на этот актив,
добавляет Денис Нуштаев из ИФК “Метрополь”. Но он сомневается в
том, что компании удастся осуществить свой план: Минэкономразвития
может продолжить настаивать на совместной продаже. В
Минэкономразвития от комментариев отказались.