Минпромторг перераспределяет меры поддержки
автомобилестроителей
Андрей Бирюков
Правительственные чиновники пришли к выводу, что
с мерами поддержки автопрома они несколько переборщили. Минпромторг
обнародовал вчера ряд предложений по перераспределению бюджетных
средств, запланированных на поддержку отечественных
автопроизводителей на 2009 год. С 2 млрд до 1 млрд рублей могут
быть сокращены средства, выделяемые банкам в рамках льготного
автокредитования физлиц. С 2,5 млрд до 1 млрд рублей предлагается
сократить объем средств на субсидирование процентных ставок по
кредитам, взятым автопредприятиями на технологическое
перевооружение. С 1 млрд до 0,5 млрд предлагается сократить
программу субсидирования лизинговым компаниям на возмещение части
затрат на покупку отечественных автомобилей.
Средства, выделяемые на поддержку в 2009 году,
могут быть перенесены на последующие годы из-за бюрократических
проволочек (которые затянули принятие мер по времени) и меньшей,
чем ожидалось, эффективности, считают эксперты.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации
европейского бизнеса (АЕБ) в России, в июле продажи автомобилей
упали на 58% по сравнению с июлем 2008 года.
Впрочем, в Минпромторге не признают факта
урезания мер поддержки автопрома.
"Это не сокращение программ, а перераспределение
средств, - пояснили "Газете" в Минпромторге. - Дело в том, что
после расширения программы льготного автокредитования был
установлен срок кредита - 36 месяцев. Раньше программа была
рассчитана до начала 2012 года. Соответственно, теперь часть
средств придется возместить и в 2012 году. Кроме того, средства
переносятся в соответствии с графиком выплат".
Источник в ведомстве сообщил, что планы
продаж по программе на 2009 год остаются прежними - 120 тыс.
автомобилей. Задача крайне непростая: всего на 13 августа с начала
апреля было выдано около 25 тыс. кредитов. "1 млрд рублей до конца
года должно хватить. С начала апреля на программу было
израсходовано 350--400 млн рублей бюджетных средств", - заключает
аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.
Средства могут перенаправить на другую, уже
зарекомендовавшую себя на Западе, меру поддержки: утилизацию старых
автомобилей в обмен на деньги, которые могут быть потрачены на
покупку нового авто. Ожидается, что пилотный проект будет запущен в
начале 2010 года в Москве, Санкт-Петербурге (и их областях),
Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на
Дальнем Востоке. Владельцы 10-летних автомобилей смогут обменять их
на ваучер номиналом 50 тыс. рублей, который можно будет
использовать при покупке нового автомобиля отечественного
производства. В рамках пилотного проекта из бюджета в 2010 году
планируется выделить 10 млрд рублей.
Что касается сокращения программы лизинга, то
это связано скорее с затягиванием бюрократических процедур.
"Средства для программы предоставления субсидий лизинговым
компаниям закладывались из расчета, что она будет действовать с
начала года. Однако соответствующее постановление подписано только
в середине года, 7 июля", - отмечает источник в
автомобилестроительной отрасли. По его словам, предоставление
первых субсидий лизинговым компаниям может начаться в течение
месяца.
Среди других рекомендаций Минпромторга -
увеличить объем субсидий, которые предоставляются
предприятиям-экспортерам на компенсацию ставок по кредитам (с 6
млрд до 8,5 млрд рублей). Это фактически означает урезание
госпомощи непосредственно автопредприятиям: в списке экспортеров,
которым предоставляются субсидии, из автопроизводителей значится
только АвтоВАЗ.