РИА «РосБизнесКонсалтинг»: Российские НПЗ в 2010г. в последний раз заработали на мазуте
Екатерина Струкова
Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в 2010г.
восстановили экспорт нефтепродуктов почти до докризисного уровня.
Значительными темпами увеличивался вывоз мазута дизельного топлива
- как в натуральном, там в долларовом выражении. По оценкам
аналитиков, нефтяные компании спешили заработать на этой продукции
в преддверии налоговых изменений - новые ставки сделают невыгодным
экспорт низкокачественных нефтепродуктов из РФ.
При этом российским нефтепереработчикам вряд ли удастся быстро
перестроиться на выпуск высококачественного бензина и дизеля.
Глубина переработки нефти в РФ сокращается, а износ основных фондов
НПЗ достигает 70-80%.
Переработка на вынос
Российские нефтеперарабочики в 2010г. восстановили экспорт
нефтепродуктов после провального для отрасли 2009г. По данным
Федеральной таможенной службы (ФТС), доходы от экспорта
нефтепродуктов в 2010г. выросли в 1,5 раза - до 69,4 млрд долл. В
натуральном выражении экспорт увеличился на 8,9% - до 131,34 млн т.
Большая часть продукции была отправлена в страны дальнего
зарубежья. Оттуда же поступила и значительная часть выручки -
96%.
По мнению экспертов, на рост экспорта влияла
выгодная для России конъюнктура на мировых рынках. По данным
нефтяных компаний в 2010г. по сравнению с 2009г. мировая цена нефти
Urals выросла на 28,3%, стоимость нефтепродуктов возросла почти на
30%. Экспорту продуктов переработки также способствовала более
низкая по сравнению с нефтью экспортная пошлина, считает аналитик
ИФК "Метрополь" Александр Назаров. Например, в декабре 2010г. ее
ставка для темных нефтепродуктов была в 2,6 раза ниже, чем ставка
для нефти.
"Поэтому в ряде случаев для собственника нефти выгоднее
переработать нефть и потом ее вывезти", - считает соруководитель
аналитического агентства "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов. Также на
уровне спроса отразилась и холодная зима в Европе, которая повлияла
на спрос одного из главных российских экспортных товаров -
мазута.
Мазутные амбиции
Примечательно, что именно мазут (жидкие топлива) стал основным
экспортным нефтепродуктом РФ в 2010г. В физическом выражении на его
экспорт пришлось более половины от общего объема - 72 млн т (+12,8%
к 2009г.). В долларовом - он стал больше на 55,7% и составил 31,28
млрд долл.
На втором месте по объему экспорта оказалось дизельное топливо.
Российские нефтяники отправили за границу 40,6 млн т этой
продукции, что на 8,2% больше, чем в 2009г. В денежном выражении
экспорт увеличился на 43,6% до 25,7 млрд долл. По оценкам Минэнерго
РФ, из России в основном вывозятся нефтепродукты, из которых
впоследствии за границей производят высококачественный дизель.
По мнению экспертов, в этом нет ничего удивительного. Сегодня в
мире (особенно в странах ЕС, которые являются основным экспортным
направлением нефти и нефтерподуктов из Росиии) имеется избыток
собственных перерабатывающих мощностей. "Для того чтобы их
загрузить, многие страны отказываются от импорта нефтепродуктов,
предпочитая сырую нефть и сырье для дальнейшей переработки", -
говорит Д. Адамидов.
Примечательно, что экспорт бензина из РФ традиционно остается
низким и даже сокращается. По сравнению даже с кризисным 2009г. он
стал ниже на 34% и составил незначительные в общем объеме 2,97 млн
т. В денежном выражении экспорт также сократился на 1,6%. На этом
фоне экспорт из РФ более технологичного бензина выглядит более чем
скромно. В 2010г. объем его поставок за рубеж сумел сократиться
даже по сравнению с кризисным 2009г. на 34% до 2,97 млн т. В
денежном выражении на фоне растущих цен на этот вид топлива экспорт
стал меньше на 1,6%.
Причины и следствия
По мнению аналитиков, на структуру экспорта во основном влияет
налоговая политика государства. В частности, ставка экспортной
пошлины для темных нефтепродуктов в РФ значительно ниже, чем для
светлых. В декабре 2010г. она была в 1,85 раза ниже. Однако уже с
февраля правительством РФ были приняты новые правила расчета
экспортных пошлин, призванные выровнять пошлины и к 2013г. и
унифицировать их на уровне 60% от пошлины на нефть. Более того в
планах Минфина РФ - уже к апрелю 2011г. унифицировать обе пошлины
на уровне 66% от ставки на нефть.
По задумке чиновников, это должно стимулировать российские НПЗ
на производство более высокотехнологичных и качественных топлив и
увеличению глубины переработки нефти. Правда, как быстро нефтяники
смогут перестроиться на новый лад, пока вопрос. В течение последних
лет основные инвестиции НК были направлены на добычу нефти, при
этом реконструкция НПЗ шла медленными темпами из-за отстуствия
экономической целесообразности. В результате, как сообщается в
аналитическом исследовании ИА INFOLine "Нефтяная и
нефтеперерабатывающая промышленность России", износ основных фондов
на ряде НПЗ достигает 70-80%, а в структуре выпуска нефтепродуктов
превалирует мазут.
Однако эти инвестиции могут оказаться рискованными, считают
эксперты. "Примерный срок реализации проекта модернизации занимает
пять и более лет, а государство, в свою очередь, не может
гарантировать неизменность параметров налогообложения экспорта
нефтепродуктов и условий транспортировки по системе ОАО
"Транснефть", отмечает генеральный директор "INFOLine-Аналитика"
Михаил Бурмистров. При этом глубина переработки нефти в РФ, по
данным Минэкономразвития, сокращается. В 2010г. она составила 71,2%
против 71,9% в 2009г. Для сравнения в Европе этот показатель
достигает 86-88%, в США - 89-92%, заключает М. Бурмистров.