ИнформПолис: Улан-Удэнский аэропорт "Байкал" покупает миллиардер Роман Троценко, новым владельцем международного аэропорта в Бурятии станет холдинг «Новапорт»
Андрей Ян
«Новапорт» - это один из крупнейших аэропортовых
холдингов России. Объединяет аэропорты Новосибирска, Томска,
Барнаула, Челябинска, Волгограда, Астрахани, Читы, Мурманска,
Тюмени и Перми. В прошлом году холдинг «Новапорт» приобрел
аэропорты еще и в Минводах и Калининграде, занимающие 13-е и 19-е
места в России по количеству пассажиров.
Теперь к этому списку добавится Улан-Удэ. В
прошлом 2016 году группа компаний «Новапорт» достигла
предварительного соглашения с властями Иркутской области о
параметрах владения аэропортом Иркутска. Как писала тогда
«Газета.Ru», в совместном предприятии, которое будет управлять
иркутским аэропортом, «Новапорт» получит 50% плюс 1 акция, а
администрация Иркутской области будет владеть 50% минус 1 акция. В
начале 2017 года федеральные СМИ писали, что за год региональные
аэропорты сети «Новапорт» обслужили около 15 млн пассажиров. Этот
показатель больше только у московских аэропортов Шереметьево и
Домодедово.
Каким был Улан-Удэнский аэропорт
Мы попросили прокомментировать столь важное
событие бывшего владельца нашего аэропорта президента ГК
«Метрополь» Михаила Слипенчука. И прежде всего вспомнить саму
историю приобретения улан-удэнского аэропорта, каким он был на
момент продажи.
- История приватизации и дальнейшая судьба
аэропорта "Байкал" (Улан-Удэ) - яркий пример недобросовестности,
помноженной на алчность и беспринципность. Одно из лучших
авиапредприятий в СССР, включающее высокопрофессиональный авиаотряд
с большим парком самолётов, аэровокзал, топливозаправку,
бортпитание, гостиницу и сеть билетных касс, было приватизировано
за гроши под обязательство дополнительных инвестиций. Аэропорт был
приватизирован при участии Алексея Попова из компании ООО
"Медиа-групп". Абрамовичи у него перекупили аэропорт и затем уже
перепродали итальянскому фонду. Инвестиций не появилось, а весь
комплекс был порезан на куски и распродан разным собственникам –
вспоминает Михаил Слипенчук - в частности, аэропорт "Байкал" с
помощью братьев Абрамовичей, обанкротивших авиакомпанию
"Красэйр" и аэропорт Красноярска, был выкуплен и перепродан
итальянскому фонду. Инвестиций так и не поступило, а новый владелец
утратил всякий интерес к развитию.
Менеджмент тогда урезал все затраты на
содержание и перевёл аэропорт в режим приема исключительно
московских рейсов, в остальное время аэровокзал был закрыт на
замок. Авиапассажиры из Бурятии хорошо помнят те времена. В 2008
году Вячеслав Наговицын, еще носивший звание «президент» Бурятии
попросил Михаила Слипенчука помочь вернуть аэропорт из-за границы в
Россию.
- Три года наша инвестиционная финансовая
компания "Метрополь" вела переговоры со странными представителями
этого фонда – рассказывает Михаил Слипенчук.
- Почему странными?
- Странными, потому что это была неизвестная
американская консалтинговая компания, а переговоры проходили
исключительно в Будапеште. Тем не менее, 20 мая 2011 года нам
удалось выкупить доли и собственником аэропорта "Байкал"
стала Группа "Метрополь".
В это время готовились шумно отмечать 350-летие
присоединения Бурятии к России. До праздничных торжеств
оставалось ровно полтора месяца. Ожидали высоких гостей, в том
числе Путина. Новым владельцам аэропорта пришлось бросит все силы
чтобы за короткий срок привести внешний и внутренний вид здания в
порядок, сделать его удобным для пассажиров.
Только благодаря самоотверженному труду
сотрудников нашего аэропорта он так быстро преобразился.
Например, мы изменили форму и цвет здания, поменяли указатели,
задействовали балкон, отмыли полы, стены и лестницы.
Сохранили уникальную настенную мозаику и панно, выполненное в
национальных традициях. Установили диваны и телевизоры в зал
ожиданий, закупили багажные тележки, провели интернет,
отремонтировали туалеты…
- Действительно, тогда же там не было интернета
для пассажиров…
- Кроме того, мы стандартизировали торговые
места в аэровокзале. Создали единые правила для такси и
автовладельцев, привели в порядок привокзальную площадь и ещё
много малозаметных нововведений, которые добавили пассажирам
комфорта. Важно, что мы убедили сотрудников аэропорта встречать и
провожать пассажиров с улыбкой и добрым словом. Кроме того, мы
создали особо комфортные условия для пассажиров с маленькими детьми
и пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
- Это тогда у аэропорта появился свой
национальный колорит?
- Да, и это мой личный творческий вклад в
изменение аэропорта. Мне до сих пор радостно, что идея надстроить
над диспетчерской башней крышу в виде буддийской пагоды, полностью
изменившей архитектурный внешний вид Аэропорта и сделавшей его
отличительно узнаваемым, принадлежит именно мне. Мне так же
принадлежит идея продажи в аэропорту товаров и продуктов местного
промысла. Ну и самое главное, мы перевели Аэропорт на
круглосуточную круглогодичную работу, закрепив за ним статус
запасного для Иркутска, Читы и в последствии Улан-Батора.
- Когда вы впервые сказали, что из Улан-Удэ
будут летать самолеты в Китай, Таиланд, Южную Корею, мало
верилось.
- Как видите, зря не верили. А я говорил это не
просто так. Улан-Удэ обладает уникальным географическим положением
- удобный мост между Азией и Европой. Существует постоянный спрос
на полеты в азиатские и европейские центры. Авиакомпании с
удовольствием приходят, когда чувствуют, что им рады. Сложнее
оказалось реконструировать Аэропорт, не останавливая его работы, и
создать международный сектор, соответствующий лучшим стандартам
качества и скорости обслуживания пассажиров.
- Кстати, как вам удалось, не останавливая
работу аэропорта по внутренним рейсам, открыть международный
сектор?
- За такую качественную профессиональную работу
хочу отдельно поблагодарить пограничную, таможенную, полицейскую
службы, а так же службу авиационной безопасности. Нам удалось
сделать Аэропорт БАЙКАЛ по-настоящему международным с большим
количеством рейсов в разные страны и даже магазином беспошлинной
торговли DUTY FREE.
- Сейчас с продажей аэропорта вновь пойдут слухи
о том, что вы уходите из Бурятии как бизнесмен инвестор. Что
скажете на такие обвинения?
- ГРУППА МЕТРОПОЛЬ в условиях экономического
кризиса приняла непростое для себя решение сократить
непрофильные для её деятельности активы и увеличить своё
присутствие в таких инвестиционных направлениях как девелопмент,
строительство, горная добыча, туризм. Благодаря этому в Бурятию
приходят новые люди, новые профильные инвесторы со свежими идеями и
возможностями. МЕТРОПОЛЬ продолжает свою созидательную работу в
благо народа Бурятии, во благо России. Задумано много и ещё больше
предстоит сделать.
- Оглядываясь назад на новую историю аэропорта,
вы не жалеете о потраченных усилиях и времени? Или для вас это был
новый опыт в специфическом бизнесе?
- Шесть лет мы владели аэропортом, полностью
изменив его облик, тактику и стратегию, отношение населения и
властей. Пассажиропоток удвоился, значительно увеличилось
количество внутрироссийских и международных рейсов. Достраивается
новая Взлётно-посадочная полоса, Аэропорту присвоен статус
"свободного неба". Немного грустно расставаться, но аэропорт ждёт
новое благоприятное будущее. Только в этом году, благодаря
Алексею Самбуевичу Цыденову наш аэропорт стал одним из четырёх в
России, имеющих статус «свободного неба». Уверен, что
благодаря вниманию нового главы Бурятии ВВП не станет
долгостроем как это было ранее, а в следующем году будет введена в
эксплуатацию и будет принимать все типы самолетов. Вы уже писали о
том, что благодаря Алексею Цыденову уже в этом году заходит
авиакомпания ПОБЕДА с самыми исторически низкими ценами. А север
республики наконец-то соединят авиарейсы по доступным ценам.
Новый собственник - группа "Новапорт",
компания международного уровня, профессионально специализирующаяся
исключительно на управлении аэропортами, сможет значительно
улучшить качество обслуживания, увеличить количество авиакомпаний и
направлений, снизить стоимость топлива и управленческие затраты, а
значит создать условия для доступной цены на авиабилеты. Вижу
будущее Аэропорта БАЙКАЛ как мощный транзитный хаб пассажиро и
грузоперевозок из Азии в Европу и Северную Америку. Аэропорт
займёт достойное место как Международный запасной, поскольку
обладает лучшими метеоусловиями.
Форбс о Романе Троценко:
Первый аэропортовый актив Романа Троценко представлял из себя
печальную картину. Здание с выбитыми и треснувшими стеклами,
праздно шатающиеся сотрудники, уже полгода не получавшие зарплату,
бегающие по всей территории дворняги, погрязший в долгах
гендиректор, который сам просил снять его с должности. В 2004 году
Троценко привлек к своему аэропортовому проекту фонд Meridian
Capital, созданный выходцами из Казкоммерцбанка. Также издание
пишет, что этот бизнесмен не раз выручал глав регионов покупкой
аэропортов. Так был восстановлен на грани банкротства аэропорт в
Томске. Восстановив его, партнеры поняли, что обладают
компетенциями по превращению небольших аэропортов в крупные и
рентабельные.
Троценко действительно еще не раз брался за развитие аэропортов,
которые участники рынка называют «неликвидом», — с пассажиропотоком
менее миллиона и большим износом. «Новапорт» неоднократно выполнял
функцию «спасителя отечества» в гражданской авиации, отмечает в
интервью Форбс Владимир Тасун, бывший начальник Западно-Сибирского
управления Росавиации.
С точки зрения Минтранса аэропорты, входящие в холдинги, лучше
застрахованы от непредсказуемости. В приобретениях «Новапорта» есть
логика, считает источник Форбс Владимир Тасун: «Костяк его
аэропортов находится в Сибири, это позволяет развивать их в единой
программе».
По десятилетнему плану развития, который партнеры разработали в
2005 году, «Новапорт» должен был собрать 10 аэропортов и выйти на
10 млн пассажиров в год. К концу 2015 года холдинг эту задачу
выполнил. Совокупный пассажиропоток «Новапорта» по итогам 2015 года
составил 11 млн пассажиров, прогноз на 2016 год — 14,7 млн, план на
2017-й — уже 18 млн пассажиров.
http://www.infpol.ru/news/business/132541-ulan-udenskiy-aeroport-baykal-pokupaet-milliarder-roman-trotsenko/