«Ярпиво» сольется с воронежским пивзаводом Baltic Beverage Holding
продолжает консолидировать свои российские пивоваренные
активы
Ольга Соколик
ОАО «Ярпиво» и ОАО «Пивзавод Воронежский» на
днях вновь обсудили возможность присоединения к «Ярпиву»
воронежской пивоваренной компании. Все активы воронежского
пивзавода на 31 марта 2005 г. оценивались почти в 1,155 млрд руб.
Конкретные сроки слияния компаний пока не определены, однако
аналитики предполагают, что это может произойти в ближайшее время.
Специалисты отмечают, что консолидация активов ярославской и
воронежской компаний – часть стратегии их основного акционера,
скандинавского Baltic Beverages Holding (BBH), который намерен
заметно усилить свои позиции на российском рынке пива, увеличив
координацию совместной деятельности всех предприятий, входящих в
BBH.
ОАО «Ярпиво» – вторая крупнейшая после «Балтики»
пивоваренная компания, контролируемая холдингом ВВН в России,
выпускает пивные марки под брендами «Ярпиво», «Волга», Irish Red,
«Славное». По итогам 2004 г. чистая выручка «Ярпива» от продаж
составила 227 млн долл., увеличившись по сравнению с 2003 г.
на 8,1%. EBITDA в минувшем году достигла 67 млн долл., снизившись
на 12% по причине увеличения затрат на маркетинг, продажи и
дистрибуцию. Рентабельность EBITDA составила в прошлом году 29%.
Объем чистой прибыли «Ярпива» составил 38 млн долл. (17% от чистой
выручки). В минувшем году в инвестиционные проекты ею было вложено
29 млн долл. Как сообщили в компании, по итогам 2004 г. доля
«Ярпива» на пивном рынке России составила 6,5%, а объем продаж – 53
млн дал. ОАО «Пивзавод Воронежский» входит в группу компаний
«Ярпиво». По данным аналитиков, в настоящее время ОАО «Ярпиво»
владеет практически всеми акциями воронежского пивзавода, выкупив
их у ВВН. По оценке аналитика ИФК «Метрополь» Натальи Мильчаковой,
free-float акций воронежского пивзавода составляет менее 1%. Как
сообщили RBC daily в агентстве «Бизнес Аналитика», согласно данным
аудита розничной торговли, по итогам 2004 г. в общих продажах пива
по России доля «Ярпива» в стоимостном выражении составила 5,87%,
«Пивзавода Воронежского» – 0,34%. В случае слияния
«Ярпива» и воронежского пивзавода речь идет о фактической
интеграции более мелких филиалов ВВН в крупные, что способствует
усилению вертикальной схемы управления предприятиями. «В настоящее
время BBH отдельно контролирует каждый филиал. Интеграция BBH может
пойти здесь по пути "Сан Интербрю"», – отметила в разговоре с RBC
daily аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. По ее словам,
идея консолидации филиалов холдинга витает в воздухе последние 2-3
года, однако пока никаких серьезных подвижек не было. По мнению
аналитиков, на российском рынке наблюдается общая для крупнейших
игроков тенденция, когда с целью гармонизации бизнеса, повышения
рентабельности производства и снижения издержек происходит слияние
в единое юридическое лицо компаний, имеющих общих акционеров. Это
способствует внедрению общей системы управления и дистрибуции,
оптимизации деятельности компании. «Тенденция вполне закономерная,
она соответствует динамике развития рынка пива в России», – отметил
в разговоре с RBC daily руководитель исполнительного секретариата
Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. В компаниях «Ярпиво»
и «Пивзавод Воронежский» предпочитают не комментировать их слияние
до момента принятия окончательного решения о реорганизации.
Впрочем, эксперты убеждены, что и «Ярпиво», и
«Пивзавод Воронежский» только выиграют в случае интеграции. «Чтобы
успешно конкурировать, заводы должны, во-первых, объединяться, а
во-вторых, осваивать региональные рынки. Рынки Москвы и
Санкт-Петербурга уже насыщены. Слияние с воронежским пивзаводом
укладывается в стратегию «Ярпива» по расширению своего присутствия
в регионах», – говорит г-н Мамонтов. Кроме того, по его словам,
ярославская компания сможет расширить производственные мощности,
увеличив долю рынка. По данным Союза российских пивоваров, в
минувшем году «Пивзавод Воронежский» произвел 4 млн дал (около 0,5%
от всего объема рынка пива в России). «Вероятно, «Ярпиво» будет
инвестировать в развитие мощностей присоединяемой компании», –
отметил г-н Мамонтов.
Интеграция ярославского и воронежского филиалов
также выгодна основному акционеру «Ярпива» Baltic Beverages
Holding, считают аналитики. «Цель объединения компаний – снизить
внутреннюю конкуренцию брендов, оптимизировать систему сбыта и
повысить объемы продаж», – отметила в разговоре с RBC daily
аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. Как сообщает
компания BBH, в 2005-06 гг. холдинг планирует в результате
интеграции своих заводов улучшить качество управления бизнесом,
повысить объемы продаж и эффективность производства, снизить
внутреннюю конкуренцию брендов, получить эффект от экономии
масштаба, а также создать в России крупнейшую дистрибьюторскую
сеть. Все это, как считают в холдинге, сможет существенно повысить
его рыночную стоимость. Более того, аналитики предполагают, что
слияние «Ярпива» и воронежского пивзавода может быть подготовкой в
перспективе к консолидации всех российских активов BBH. Напомним,
что в настоящее время скандинавский концерн кроме «Балтики» и
группы «Ярпиво» контролирует также пивоваренные компании «Вена»,
«Золотой Урал» и «Пикра». В рамках реализации заявленной стратегии
холдинга ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» в начале апреля 2005
г. приобрела 16,38% акций ОАО «Пикра». Видимо, такая стратегия
оправдывает себя: в 2004 г. пивоваренные компании BBH увеличили
свою долю рынка пива в России до 34% (в 2003 г. – 32%). Эксперты не
исключают, что в долгосрочных планах холдинга перевести все свои
компании в России на единую акцию, что позволит BBH стать одной из
крупнейших европейских компаний на этом рынке.