По платежам своим поставщикам
Дмитрий Ъ-Беликов
Группа ГАЗ, которая из-за финансового кризиса
останавливала конвейер Горьковского автозавода в октябре, накопила
долг перед поставщиками автокомпонентов. Вернуть его ГАЗ обещает
частично до конца года, а частично -- не ранее второго квартала
следующего года. Отказ поставщиков от отсрочки платежей приведет к
остановке завода.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо заместителя
председателя группы ГАЗ Юрия Ушакова поставщикам группы,
датированное 15 октября. Господин Ушаков сообщил партнерам, что к
середине октября из-за кризиса ликвидности на складах группы ГАЗ
скопился трехмесячный запас продукции. Одновременно группа
"оказалась в ситуации необходимости возврата кредита банкам",
говорится в письме. С банками расчет будет произведен полностью,
утверждает господин Ушаков, поскольку "спрос на продукцию группы
ГАЗ с сентября-октября начал активно расти". Но с поставщиками
группа полностью расплатиться не может: она не успела правильно
"спрогнозировать денежный поток" и "допустила нарушения
договоренностей по оплате, чего не может не признать", пишет Юрий
Ушаков.
Задолженность, которая образовалась до 13
октября (сумма не называется), будет оплачиваться лишь "в
марте-июле 2009 года", то есть через полгода, пишет господин
Ушаков. Задолженность по оплате автокомпонентов, которая
образовалась после этого (сумма также не раскрывается), будут
оплачена не позднее 25 декабря. Впрочем, расчеты с поставщиками
группа ГАЗ намерена начать уже с ноября: в ноябре-декабре она будет
оплачивать автокомпоненты "по суточному темпу", то есть по факту
ежедневных отгрузок, уточняет в письме Юрий Ушаков.
Глава правления группы ГАЗ Сергей Занозин
подтвердил "Ъ", что "группа ведет активные переговоры с
поставщиками об увеличении дебиторской задолженности и об отсрочках
платежей". Топ-менеджер пояснил, что "в условиях кризиса на
межбанковском рынке" дилеры ГАЗа потеряли доступ к кредитным
деньгам и многие из них оказались не способны выкупать автомобили.
Из-за этого, добавил господина Занозин, остаток на складах группы
ГАЗ на конец сентября действительно был трехмесячным. Сейчас,
уточняет топ-менеджер, его удалось сократить до двухмесячного, в
том числе за счет приостановки конвейера ГАЗа на неделю в начале
октября.
Одновременно с падением продаж "в группе
сложилась достаточно сложная кредитная нагрузка", то есть в конце
сентября--начале октября ей пришлось вернуть банкам около 4 млрд
руб. Эти средства были "высвобождены во многом благодаря работе с
поставщиками", пояснил господин Занозин. Поставщики группы ГАЗ, в
частности, компания SOLLERS Вадима Швецова (отгружает группе ГАЗ
двигатели), а также самарская группа СОК (светотехнику) ситуацию
вчера не комментировали.
Как утверждают в группе ГАЗ, до кризиса она
также работала с поставщиками на условиях отсрочки платежа, однако
эта отсрочка не превышала 20 дней. В группе уточняют, что
"принципиальных возражений со стороны крупных поставщиков нет", то
есть они согласны на увеличение отсрочек вплоть до полугода. Юрий
Ушаков в своем письме уточняет, что "возможные экстремистские
действия некоторых предприятий-поставщиков по навязыванию группе
ГАЗ своих собственных сценариев (например, полной оплаты
задолженности и после этого продолжения отгрузки) приведут к одному
-- производство (на площадках группы ГАЗ.-- "Ъ") будет остановлено
и оплаты даже суточного темпа не будет". "Сотрудники группы и я
лично готовы обсудить с каждым из вас решение проблем",--
подчеркнул господин Ушаков в письме.
Михаил Лямин из Банка Москвы оценивает
кредиторскую задолженность группы ГАЗ "примерно в 15-16 млрд руб.
за полгода", однако сколько группа могла задолжать поставщикам за
сентябрь--октябрь, подсчитать затрудняется. В любом случае, говорит
аналитик, условия группы ГАЗ могут быть выгодны поставщикам. Они,
как и группа, оказались не готовы к кризису, и если ГАЗ вновь будет
останавливать конвейер, на складах поставщиков также накопятся
товарные остатки. В условиях кризиса группа действует несколько
разумнее того же АвтоВАЗа, заключает Михаил Лямин. Дилеры не
способны оплачивать автомобили ни тому, ни другому производителю,
поясняет он, однако если АвтоВАЗ берет кредит у государства на $1
млрд, чтобы, по сути, отдать деньги дилерам, то группа ГАЗ
перекладывает риски неплатежей дилеров на своих поставщиков.
Михаил Пак из ИФК "Метрополь" полагает, что в результате сами
поставщики могут попросить помощи у государства.