Интервью с генеральным директором компании «Метрополь
Девелопмент» Олегом Королем
- Ваша компания строит в Москве комплекс «Метрополия».
Согласны ли вы с теми, кто сравнивает его с другим крупным проектом
- «Москва-Сити»?
- «Метрополия» – очень масштабный проект. Это не просто обычный
многофункциональный центр, а деловой район, где будет построено 700
тыс. кв. м офисов класса «А». Для сравнения: по данным компании
«Jones Lang LaSalle», во всей Москве сейчас насчитывается чуть
более 1 млн. кв. м таких площадей.
Важно и другое. «Метрополия» появится в Юго-Восточном округе
Москвы, который традиционно считается промышленной зоной со всеми
вытекающими отсюда минусами. А мы хотим превратить его в
современный деловой район. Наши десять башен вырастут на территории
бывшего завода «Москвич». Он пустует уже много лет, и его корпуса
постепенно разрушаются. Зрелище, надо признаться, не для
слабонервных. Последние годы там снимали фильмы ужасов и ленты про
войну…
- Столице действительно очень не хватает офисных
площадей. Но часто застройщиков поделом критикуют за то, что они
«втыкают» громадные комплексы в сложившуюся застройку. При этом
порой не учитываются транспортные проблемы города. В результате
мгновенно возникают хронические пробки, бешеный дефицит парковок.
Как вы решаете эту проблему?
- Когда мы проектировали комплекс, то очень плотно работали с
Генеральным планом Москвы. Мы прекрасно понимали, что рядом –
перегруженный Волгоградский проспект. Поэтому в рамках нашего
проекта появится его «дублер», который выйдет в Печатники. Также мы
построим 15 тыс. парковочных мест. Помимо прочего, они будут
выполнять и роль перехватывающих парковок.
Это будут подземные стоянки с выездами на Третье кольцо и
Волгоградский проспект. Кроме того, сейчас в районе станции метро
«Текстильщики» строится Четвертое транспортное кольцо, к которому
мы также подведем развязки. Все десять корпусов комплекса будут
объединены общей стилобатной частью, где разместятся галереи с кафе
и магазинами. Туда будет вести новый выход из метро. Человек сможет
выйти из подземки и спокойно - под крышей - добраться пешком до
своего офиса, абсолютно не завися от погодных условий. Так что,
когда через пять-семь лет «Метрополия» откроется, транспортных
проблем не будет.
- Пять лет? Это рекордные сроки для проекта такого
масштаба. Уложитесь?
- Не вижу причин не успеть. Мы планируем шесть фаз строительства
комплекса. В зависимости от потребностей рынка, мы даже можем их
ускорять и оперативно подтягивать необходимую инфраструктуру.
- Высота одной из ваших башен – 400 метров. Сложно
строить небоскребы?
- Мастер-план комплекса разработала японская компания Nikken
Sekkei. На сегодняшний день это компания номер один в мире по
проектированию высотных зданий. У нее столетняя история, и за
плечами - огромный опыт работы во многих странах: Японии, Корее,
Объединенных Арабских Эмиратах, Китае… При этом практически все
проекты, которые созданы Nikken Sekkei, были воплощены в жизнь.
Большинство проектировщиков и даже многие «звезды» мировой
архитектуры похвастаться этим не могут.
Кстати, в процессе разработки проекта «Метрополии» выяснилось, что
строительные нормы в России гораздо жестче, чем в других странах.
Здесь наша страна превосходит даже Японию с ее сейсмической
активностью.
- И все-таки, почему для создания проекта вы выбрали именно
японскую компанию?
- Рассматривались разные кандидатуры. Но дело в том, что у нас
более трех лет работает представительство в Японии. Мы видели,
какие потрясающие современные деловые комплексы строят в Токио. И
нам захотелось, чтобы проект такого же уровня появился и в
России.
Поэтому мы выбрали японскую архитектурно-инжиниринговую компанию
с мировым именем. Между прочим, было не так-то просто заполучить ее
для участия в нашем проекте. Специалисты Nikken Sekkei очень
тщательно все взвешивали, неоднократно приезжали в Москву, подробно
изучали все на месте… И только потом дали согласие.
У Nikken Sekkei огромный штат инженеров и архитекторов. Поэтому
они очень оперативно решают задачи по проектированию комплексов
любой сложности. У этой компании есть множество революционных
ноу-хау. Например, они разработали уникальные решения, позволяющие
экономить до 60% энергии при освещении и отоплении здания. Эти
технологии будут использоваться при строительстве «Метрополии».
- Во что обойдется строительство комплекса? И кто основной
инвестор?
- Потребуются инвестиции порядка четырех миллиардов долларов.
Пока проект на 100% принадлежит нам – Группе компаний «Метрополь».
Но мы открыты для диалога, поэтому не исключаем привлечение и
других инвесторов.
- Сейчас подавляющее большинство российских компаний,
занимающихся строительством офисов, действуют по очень простой
схеме. Она похожа на ту, что используется в новостройках. Строитель
распродает офисные площади на «стадии котлована», завершает проект
и умывает руки. Считается, что наш бизнес, как и население, во что
бы то ни стало стремится обзавестись собственной «жилплощадью».
Поэтому строители редко используют схему со сдачей своих зданий в
аренду. Вы работаете по той же схеме?
- У нас другой план. Мы как раз не хотим распродавать площади.
Вместо этого мы создадим управляющую компанию. Она займется
эксплуатацией и сдачей в аренду всего комплекса зданий. Идея в том,
чтобы продавать доли или акции именно управляющей компании. Что это
даст? Ее акции можно будет вывести на биржу, провести IPO. Таким
образом, капитализация проекта будет увеличиваться. А заодно мы
привлечем множество инвесторов. Для России это пока что необычная
модель. Но рынку надо расти и подниматься над «простыми» схемами,
предполагающими, условно говоря, «розничную» продажу офисных
площадей.
- В России огромный дефицит офисных площадей.
Неудовлетворенного спроса хватит лет на тридцать «стахановского»
строительства. И отнюдь не только в Москве. Есть ли у вас планы
начать застройку в регионах?
- Мы уже там работаем. Например, возводим недвижимость в Бурятии.
Это достаточно большая программа. Политика очень простая: мы
начинаем строить в тех регионах, где наша компания уже
присутствует. Там, где у нас есть какой-то другой, не строительный
бизнес.
- Другой ваш масштабный проект – «Остров Св. Марка».
Поразительно: российская компания обустраивает в Адриатическом море
собственный остров площадью в 30 гектаров … Сколько он
стоил?
- Остров принадлежал сербской туристической компании «Путник». Это
очень известная на Балканах фирма, созданная в 1923 году и
владеющая сетью отелей по всей бывшей Югославии. Что-то вроде
нашего «Интуриста». Когда-то остров Св. Марка у «Путника»
арендовала французская компания «Клаб Мед». Затем в Югославии
началась война. В связи с этим остров долго пустовал. Когда жизнь в
стране вернулась в нормальное русло, оказалось, что «Путник» -
банкрот.
Год назад Группа «МЕТРОПОЛЬ» приобрела «Путник» за 42 млн. евро.
Компания была в плохом состоянии. У нее были долги в 11 млн. евро –
в том числе по налогам и по зарплате. Сейчас мы приводим в порядок
отчетность. В первую очередь заплатили, наконец, людям зарплату.
Дополнительные инвестиции в компанию составили более 35 миллионов
евро.
В наших планах - развивать как сам остров Св. Марка, так и
туристическую сферу в Сербии и Черногории, в целом на Балканах. А
остров – замечательный, один из самых красивых на Адриатике.
Бока-Которская бухта, где он расположен, занесена в список мирового
природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Вдобавок он находится в
очень удобном месте - в тихом заливе, недалеко от побережья. До
Тиватского международного аэропорта – 15 минут езды. А оттуда час
лета до Рима и Будапешта, три часа - до Москвы.
Остров Св. Марка в данное время необитаем. Поэтому мы
«спланировали» его буквально с нуля. В этом нам помогла французская
компания, которая уже делала подобные проекты в Италии, Франции,
ОАЭ. На острове появится отель, 240 частных вилл. Причем мы ни в
коем случае не планируем застраивать весь остров. Мы хотим
сохранить его уединенность и первозданную красоту. Площадь
застройки составит всего 15 % территории.
- Интересно, как ваши начинания смотрятся на мировом
фоне?
- Я только что вернулся с выставка MIPIM, которая проходила в
Каннах. Это – главный смотр достижений мировой архитектуры, где
собираются ведущие мировые компании, крупные инвесторы. Наши
проекты - и «Метрополия», и «Остров Св. Марка» - вызвали огромный
интерес. На наших стендах побывало очень много посетителей -
бизнесменов, строителей, архитекторов. И ни один не остался
равнодушным.
СПРАВКА
Деловой район «МЕТРОПОЛИЯ»
Район будет расположен на территории в 21 га, в 3 км от
центра Москвы, на пересечении Волгоградского проспекта и Третьего
транспортного кольца. Объем инвестиций в проект - около 4 млрд.
долларов. Комплекс включает 700 тысяч кв.м офисной недвижимости
класса А, 80 тысяч кв.м торговой недвижимости, 80 тысяч кв.м
апартаментов и 40 тысяч кв.м отелей категории «три - четыре
звезды».
«Метрополия» состоит из 10 башен. Высота центральной башни -
400 метров. Находящиеся рядом с ней 9 зданий, расположенные по
спирали, образуют единое пространство, которое подобно цветку
лотоса, открывается на восток, навстречу восходящему солнцу.
Мастер-план комплекса разработала одна из крупнейших
архитектурно-инжиниринговых мировых компаний – японская Nikken
Sekkei, основанная в 1900 году. За свою историю она спроектировала
более 20 тыс. объектов. «Метрополия» - первый ее крупный проект в
России.
«Остров Св. Марка».
Самый большой остров Бока-Которской
бухты, которая расположена в южной части Тиватского залива
Адриатического моря, у юго-восточного побережья Черногории.
Неподалеку расположены культурные и исторические центры
Древнеримской эпохи и Средневековья, а также легендарный остров
Святого Стефана.
На территории в 30 га планируется создать уникальное
пространство для комфортного отдыха. При проектировании и
строительстве особое внимание уделено контролю за сохранением
природной среды. Северная часть острова останется нетронутой, и
здесь гости смогут насладиться естественным ландшафтом. К 2010 году
на острове будет построено 93 тыс. кв. м недвижимости, в том числе:
240 частных вилл, апартаментов и таунхаусов класса de Luxe; отель
со СПА-центром, банкетным и конференц- залами и казино; детский
парк развлечений; бутики и художественная галерея; 5 ресторанов;
яхт-клуб с причалом на 148 яхт; спортивные площадки и теннисные
корты; вертолетные площадки; пляжи с открытыми барами и водными
аттракционами.