Елена Киселева, Дмитрий Беликов
Госкомпании достался актив, на который
претендовал "Роснефтегаз".
Буквально накануне приватизации ОАО "Совкомфлот"
государство подготовило потенциальным инвесторам сюрприз. Как стало
известно "Ъ", премьер-министр РФ Владимир Путин санкционировал
передачу в уставный капитал "Совкомфлота" 100% акций ОАО
"Севморнефтегеофизика" (СМНГ). Это может привести не только к росту
стоимости "Совкомфлота", но и к переносу на четыре-пять месяцев
сроков выхода компании на IPO. Альтернативный проект лоббировало
Минэнерго, предложив передать госпакет акций СМНГ в капитал ОАО
"Роснефтегаз".
То, что "Совкомфлот" претендует на госпакет
акций ОАО "Севморнефтегеофизика", следует из письма гендиректора
судоходной компании Сергея Франка на имя Владимира Путина (имеется
в распоряжении "Ъ"). По его мнению, передача 100% акций СМНГ в
уставный капитал "Совкомфлота" "позволит уже в 2012 году приступить
к созданию на базе ОАО "Севморнефтегеофизика" российской морской
сейсмической компании мирового уровня с особой специализацией на
работе в арктических условиях". "Совкомфлот", в свою очередь, готов
обеспечить инвестиции на обновление флота СМНГ в размере не менее
$300 млн, "в том числе за счет размещения заказов на строительство
новых судов на российских верфях без привлечения бюджетных
средств". "Совкомфлот", СМНГ и Объединенная судостроительная
корпорация (ОСК) уже создали рабочую группу по организации
производства сейсмических судов на российских верфях, отмечает
господин Франк.
Объединение СМНГ с "Совкомфлотом" поддерживает
Минтранс и руководство обеих компаний, утверждает Сергей Франк.
Единственный противник проекта — Минэнерго. Более того,
министерство в предварительном порядке его согласовало, но позднее
отозвало из Минэкономразвития свое письмо. "Минэнерго России
продолжает анализ возможных вариантов решения этой проблемы, в
частности, рассматривает возможность передачи 100% акций ОАО
"Севморнефтегеофизика" в уставный капитал ОАО "Роснефтегаз"",—
пишет господин Франк.
Однако Владимир Путин все же поставил на письме
Сергея Франка визу "согласен", утверждает источник "Ъ" в аппарате
правительства. Более того, 15 января премьер-министр дал поручение
руководителю своего аппарата Антону Вайно подготовить "проекты
необходимых исполнительных документов" для проведения данной
сделки. Поручение поступило в ведомства, подтвердили вчера "Ъ" в
Минэкономразвития. По мнению источника "Ъ" в министерстве, это
решение не должно привести к значительному изменению сроков
приватизации "Совкомфлота". Напомним, что в начале февраля директор
департамента имущественных отношений Минэкономики Алексей Уваров
заявил, что первый этап приватизации "Совкомфлота" может начаться
уже этим летом (см. "Ъ" от 3 февраля). В "Совкомфлоте" признают,
что передача СМНГ "при надлежащей организации процесса займет
какое-то время, может быть, четыре-пять месяцев". Господин Уваров
вчера вечером на звонки на мобильный не отвечал. В Минэнерго от
комментариев отказались.
"Совкомфлот" — крупнейшая российская судоходная
компания, специализируется на морской транспортировке
энергоносителей. Флот предприятия — 156 судов общим дедвейтом около
12 млн тонн. Валовая выручка компании в 2010 году по МСФО — $1,3
млрд, EBITDA — $533,3 млн, чистая прибыль — $164,3 млн. Все 100%
акций компании принадлежат государству.
"Севморнефтегеофизика" — крупнейшая в России
морская геофизическая компания, занимается морскими сейсмическими
исследованиями. Крупнейшие заказчики — ОАО "Газпром" и ОАО
"Роснефть". В начале 2010 года ОАО выиграло шесть крупных тендеров
из семи на выполнение геофизических исследований на шельфе, из них
четыре — на работы 3D на шельфе Сахалина и в Черном море, два — на
работы 2D на шельфе Камчатки. Выручка за 2010 год — 3,4 млрд руб.,
чистая прибыль — 943,85 млн руб.
По оценкам Андрея Рожкова из ИФК
"Метрополь", исходя из финансовых показателей
"Севморнефтегеофизики" за 2010 год компанию "грубо можно оценить на
уровне 7 млрд руб.". Однако в целом бизнес "Севморнефтегеофизики" в
логику "Совкомфлота" как морского перевозчика не укладывается, и
"смысл подобной сделки не до конца ясен", считает господин
Рожков. В самом "Совкомфлоте" с такой оценкой не
согласны. "Предложенная нами конструкция продиктована синергией
бизнесов наших двух компаний. У нас много общего, работе по слиянию
предшествовала практическая совместная работа, в частности, есть
соглашение о сотрудничестве",— пояснил вчера "Ъ" заместитель
гендиректора "Совкомфлота" Александр Куртынин.
Директор по развитию агентства Portnews Надежда
Малышева напоминает, что в конце прошлого года "Совкомфлот"
приобрел довольно дорогое научно-исследовательское судно "Вячеслав
Тихонов" для работы как в Арктике, так и в условиях субтропических
широт. Этот проект был объявлен с помпой — судно, построенное одним
из лидеров сейсморазведки, компанией Polarcus Limited, передавалось
"Совкомфлоту" в присутствии премьера Владимира Путина и
вице-премьера Игоря Сечина. Заказчиками сейсморазведки называлась в
первую очередь "Роснефть" и ее партнер для работы в Арктике
ExxonMobil. Однако столь разрекламированный проект в одиночку
"Совкомфлоту" потянуть невозможно и самостоятельно окупить затраты
на судно может быть нерентабельно, считает Надежда Малышева.
"Севморнефтегеофизика" называлась партнером "Совкомфлота" в будущих
проектах сейсморазведки уже тогда.
Еще одним партнером "Совкомфлота" может стать
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), совладельцем которого
является Николай Шамалов, акционер банка "Россия", считает источник
"Ъ" в Минпромторге. "По всей видимости, именно там и будут
строиться корпуса судов для СМНГ",— отмечает он. В пользу этой
версии говорит и то, что в августе прошлого года сын господина
Шамалова Кирилл вошел в совет директоров "Севморнефтегеофизики".
ВСЗ уже работает по заказам "Совкомфлота". Прошлым летом стало
известно, что на ВСЗ будут строиться корпуса для двух судов
снабжения, которые заказал ОСК "Совкомфлот", стоимость субподряда
оценивается в $15 млн. Тогда же глава ОСК Роман Троценко говорил,
что ОСК рассматривает возможность покупки ВСЗ (см. "Ъ" от 28 июня
2011 года).
http://www.kommersant.ru/doc-y/1874285