Минпромторг предлагает правительству напрямую
контролировать сделки по продаже долей в ключевых «дочках»
«Ростехнологий» — «АвтоВАЗе», «КамАЗе» и других 23 предприятиях.
Однако мнение экспертов и самой госкорпорации о причинах этого шага
разошлись
Минпромторг предлагает закрепить за
правительством право решать вопросы о судьбе акций основных
компаний, входящих в госкорпорацию «Ростехнологии». Соответствующий
проект постановления правительства опубликован министерством.
«Подготовлен перечень организаций, акции которых находятся в
собственности корпорации, при отчуждении которых третьим лицам, не
относящимся к организациям корпорации, требуется согласование с
правительством РФ», — сказано в пояснительной записке к
документу.
Компании отобраны по следующим критериям: это
или головные организации интегрированных структур, или компании,
созданные в соответствии с указами президента, или предприятия,
выручка которых за предыдущий год превысила 15 млрд рублей. Среди
них, в частности, автопроизводители «КамАЗ» и «АвтоВАЗ»,
машиностроительная группа «Оборонпром», титановая корпорация
«ВСМПО-Ависма» и ряд других предприятий. Всего список насчитывает
25 компаний.
Государственная корпорация по содействию
разработке, производству и экспорту высокотехнологичной
промышленной продукции («Ростехнологии») создана в 2007 году.
Единственным учредителем и владельцем является Российская
Федерация.
«Ростехнологиям» переданы в виде имущественного взноса акции 439
организаций, находящихся в федеральной собственности.
В пояснительной записке к проекту отмечается
также, что данная мера обеспечит «необходимый государственный
контроль». При этом «исключаются дублирующие административные
процедуры, повышается оперативность работы и значительно упрощаются
процедуры принятия решений об отчуждении акций». Этот шаг также
нацелен на завершение формирования холдинговых компаний из числа
предприятий, переданных «Ростехнологиям» государством в качестве
имущественного взноса.
Отметим, стратегия госкорпорации предполагает
строительство около 20 различных отраслевых холдингов из
подконтрольных активов. Специализации холдингов — производство
двигателей, автомобилестроение, металлургия, фармацевтика и
различные сектора военной промышленности.
Проект Минпромторга создан по инициативе самих
«Ростехнологий», заявляют представители госкорпорации. «Сейчас
решения о формировании отраслевых холдингов принимаются
наблюдательным советом по согласованию с правительством, в
результате чего некоторые процедуры дублируются. Измение этого
порядка позволит существенно ускорить процесс» — пояснили в
госкорпорации.
Представители Минпроторга не смогли оперативно
предоставить комментарии.
Взгляд со стороны
Опрошенные BFM.ru эксперты к предложению
Минпроторга относятся более сдержанно. Возможно, инициатором этого
шага мог быть сам президент Медведев, допускает директор
аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир
Рожанковский. Еще в 2009 год президент в своем послании
Федеральному собранию предложил повысить контроль над
госкорпорациями и впоследствии акционировать их. «Большинство
инициатив развития так и не получило. Однако новый шаг позволил бы
восстановить фактический контроль правительства над деятельностью
«Ростехнологий» — госкорпорации, которая не публикует о себе
никаких данных и едва ли является эффективной бизнес-структрурой»,
— указывает эксперт.
«Если проект постановления утвердят,
правительство будет осуществлять функции высшего органа управления
«Ростехнологиями»и представлять интересы государства в качестве
акционера подконтрольных обществ», — поясняет старший юрист
Goltsblat BLP Антон Панченков. Подобный шаг, по мнению эксперта,
свидетельствует о желании правительства повысить и укрепить
контроль над «возможностью входа» и наращиванием участия в
стратегических отраслях не только зарубежных, но и российских
компаний.
«АвтоВАЗ» продолжит идти своей дорогой
В то же время опрошенные BFM.ru
эксперты считают, что новый законопроект на приватизации «АвтоВАЗа»
скажется лишь технически, и ее согласование с правительством будет
формальностью. «Судьба «АвтоВАЗа» стратегически решена, и вряд ли
правительство внесет существенные коррективы в эту продажу. И здесь
даже вопрос идет, скорее, не о том, как получить большую цену,
сколько убедить альянс Renault-Nissan купить эти акции у
«Ростехнологий» и взять на себя ответственность за персонал и
завод», — считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков.
Представители «Ростехнологий» также заявили, что
проект Минпромторга не скажется на планах приватизации автозавода,
поскольку решение в данном случае и так принимается на уровне
правительства.
http://www.bfm.ru/articles/2012/01/12/pravitelstvu-pridetsja-filtrovat-sdelki-rostehnologij.html