"Аэрофлот" экономит
Илья Хренников
ВЕДОМОСТИ
В будущем году "Аэрофлот" намерен сократить свой
краткосрочный кредитный портфель в полтора раза - до $50 млн.
Авиакомпания будет делать ставку на среднесрочные валютные кредиты.
От размещения еврооблигаций и депозитарных расписок "Аэрофлот"
решил воздержаться. Аналитики считают, что эти меры наряду с
реструктуризацией авиапарка на условиях финансового лизинга
позволят авиакомпании сэкономить около $10 млн в год.
"Аэрофлот" - крупнейший в России авиаперевозчик. В парке компании -
111 воздушных судов, из них 27 "иномарок". В прошлом году
"Аэрофлот" перевез 5,49 млн пассажиров. Выручка авиакомпании по
стандартам IAS составила $1,563 млрд, чистая прибыль - $89,3 млн.
Государству принадлежит 51,17% акций "Аэрофлота", группе
Национального резервного банка (НРБ) - около 30% акций.
Как рассказал "Ведомостям" директор казначейства "Аэрофлота" Сергей
Суковатов, в следующем году компания намерена минимизировать свой
краткосрочный кредитный портфель. Сейчас он составляет около $80
млн. Речь идет о кредитах на пополнение оборотных средств, которого
требует сезонность авиационного бизнеса. "Аэрофлот" стал работать
более эффективно, получать больше свободных средств от операционной
деятельности, - поясняет Суковатов. - Поэтому портфель
краткосрочных кредитов в бюджете будущего года будем снижать в
полтора-два раза". По словам замдиректора "Аэрофлота" по финансам
Михаила Полубояринова, портфель кратко- и среднесрочных кредитов
авиакомпании к концу 2004 г. планируется снизить до $50 млн.
Как заявил Полубояринов, в I квартале будущего года "Аэрофлот"
собирается объявить тендер среди банков на получение кредита в $30
млн на срок более года. "В сентябре "Аэрофлот" уже привлек
синдицированный кредит Citibank, Donau Bank и ВТБ на $60 млн по
ставке Libor + 3% (т. е. около 4,5%. - "Ведомости"), заместив им
невыгодный для себя облигационный заем с доходностью около 13%
годовых, - цитирует Полубояринова "Интерфакс". - "Аэрофлот" готов
брать валютные кредиты сроком более года, а вот размещать
евробонды, которые при нынешней конъюнктуре обойдутся в 11,5 - 12%
годовых, для нас неприемлемо".
"Синдицированные кредиты сейчас дешевле, - соглашается аналитик
ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев. - Сокращение
краткосрочного долга отвечает интересам развития "Аэрофлота",
вообще замещение коротких и дорогих заимствований длинными и
дешевыми - это то, на чем сосредоточены сейчас многие российские
компании". Впрочем, по словам Нуштаева, суммарный долг "Аэрофлота",
включая долгосрочный финансовый лизинг самолетов, составляет около
$400 млн. Елена Сахнова из ОФГ говорит, что суммарный размер долга
"Аэрофлота" в будущем году составит около $350 млн. "Но надо
учитывать, что в 2003 - 2004 гг. "Аэрофлот" реструктурирует свой
парк "иномарок", замещая дальнемагистральные Boeing
среднемагистральными Airbus, - говорит Сахнова. - Условия
финансового лизинга последних выгоднее, поскольку ставка по ним
составляет 3% годовых вместо 8% ". По оценке Сахновой, с учетом
этого суммарно "Аэрофлот" сможет сэкономить на кредитах около $10
млн в год.