Балтика добилась сильных результатов в 3 квартале
Наталья Мильчакова, аналитик ИФК "Метрополь"
Пивоваренная компания Балтика продолжает приятно
удивлять рынок своими хорошими операционными и финансовыми
результатами в US GAAP. Выручка компании увеличилась к 9 месяцам
2003 года на 28% до 707,6 млн. долл., EBITDA выросла на 13% к тому
же периоду, чистая прибыль возросла менее, всего на 5%. Однако,
сравнительно невысокие темпы роста чистой прибыли и EBITDA можно
объяснить ростом затрат компании на обновление упаковки, дизайна
продукции, инновации и рекламу, то есть затраты компании оказались
высокими, но это делается ради будущих успехов. Главными
положительными результатами операционной деятельности, которые ярко
заметны уже сейчас, являются, во-первых, рост доли на российском
рынке пива с 23% до почти 25%, во-вторых, большой успех компании в
премиальном и среднеценовом сегменте /рост доли составил
соответственно 22% и 33%, по сравнению с 20% и 30%-ми в 2003 году/.
Рост продаж компании /в натуральном выражении продажи увеличились
на 19% к аналогичному периоду прошлого года/ происходит в основном
за счет новых брендов – Парнас /премиальный/, а также региональных
марок ДВ и Самара, Рост их продаж превышает сотни процентов к
прошлому году. Достаточно быстро растут продажи главного бренда -
«Балтика №3 Классическое» /почти на 40% к 9 месяцам прошлого года/.
Из негатива отметим, что рост себестоимости хотя и не намного, но
превышает рост выручки /себестоимость выросла на 31% при росте
выручки на 28%/. Норма чистой прибыли за 9 месяцев составила всего
17 % , в то время как в аналогичном периоде прошлого года она
составляла 20%, понизилась так же с 34% до 30% норма EBITDA.
Причины этого кроются, во-первых, в росте затрат на рекламу,
маркетинг и дизайн продукции /но это как раз в долгосрочном периоде
позитив/, во-вторых, в увеличении доли продаж продукции в
полиэтиленовых /ПЭТ/ бутылках /вспомним слегка поднадоевший зрителю
ролик «Арсенального» пива в «панцире»/, а в связи с ростом цен на
нефть ПЭТ- упаковка дорожает; в-третьих, с тем, что компания еще в
прошлом году отражает в бухотчетности по US GAAP полный объем
затрат на стеклянную тару /честные люди!/. Небольшой негатив,
связанный с ростом затрат, можно было бы объявить чисто
бухгалтерским, и с легким сердцем пойти пить кофе /или пиво – кому
что нравится/, однако, отметим, что по темпам роста продаж пива
пока лидирует основной конкурент Балтики – SUN Interbrew /у
которого продажи в натуральном выражении выросли за 9 месяцев на
26%, а у Балтики только на 19%, то же можно сказать и про темпы
роста доходов – Балтика увеличила выручку на 28%, а ее конкурент –
на 44%/. Тем не менее, мы ожидаем, что улучшение маркетинговой
стратегии Балтики принесет свои позитивные результаты по итогам
2004 года, в целом опубликованную отчетность мы рассматриваем
положительно.