Леонид Хомерики
Отличительная черта «Северсталь-авто» —
рентабельность на уровне лучших мировых производителей. Хорошие
финансовые результаты обеспечивают проекты по сборке иностранных
автомобилей и обновленных внедорожников. Ведущие аналитики,
опрошенные «Ф.», сулят инвестору в акции «Северсталь-авто» хороший
доход. Эксперты прогнозируют их рост в среднем на 39%. Их
вдохновляют неплохие финансовые показатели компании. В 2005 году
выручка «Северсталь-авто» увеличилась на 17,5% до $938 млн —
невероятно быстро для отечественного автопрома. Выручка «Автоваза»
за тот же период выросла всего на 5%, «Руспроавто» — на 10%.
Увеличение доходов автомобильного сегмента обеспечили продажи УАЗ
Patriot. Благодаря ему, а также Ssang Yong Rexton компания вышла в
новый для себя сегмент внедорожников среднего ценового сегмента. На
повышении выручки сказалось и увеличение цен на автомобили. По
итогам 2005 года доля «Северсталь-авто» на рынке внедорожников
составила 12,8%, грузовых автомобилей — 16,7%. Старший
аналитик Ruy, Man & Gor Евгений Линчик прогнозирует, что по
итогам 2006 года в двух этих сегментах доля компании может
увеличиться минимум на 2 процентных пункта. Эксперты расходятся в
прогнозах по результатам компании в 2006 году. Так, Deutsche UFG
прогнозирует выручку «Северсталь-авто» в размере $1,1 млрд, а
«Уралсиб» — $1,5 млрд. Чистая прибыль компании в 2005 году
повысилась на уровне с выручкой — на 17% до $68 млн. Это
говорит о хорошем контроле менеджмента над издержками.
Рентабельность по EBITDA выше всяких похвал — 14%, что
соответствует уровню, например, Toyota. Неудивительно, ведь
менеджмент «Северсталь-авто» контролирует издержки посредством
внедрения принципов японской производственной модели. Негативный
момент — увеличение себестоимости производства на 19% до $720
млн. Эксперты считают это временным явлением, обусловленным
покупкой Завода микролитражных автомобилей (ЗМА). Сказался и
простой производственных мощностей Заволжского моторного завода
(ЗМЗ) в начале 2005 года из-за конфликта с ГАЗом, начавшегося после
увеличения в начале 2005 года в среднем на 24% отпускных цен на
продукцию ЗМЗ. После переговоров «Северсталь-авто» решила увеличить
цены на двигатели лишь на 14%. По итогам 2005 года компания
выплатила дивиденды в размере $0,5 на акцию. Общая сумма составила
$17,5 млн (32% от чистой прибыли), дивидендная доходность —
2%. С учетом дальнейшего улучшения финансовых показателей по итогам
2006 года дивидендная доходность акций компании может вырасти.
Иностранцы в России. Ведущий аналитик «Алора» Евгений Мошонкин
уверен, что основное преимущество «Северсталь-авто» перед другими
российскими автопроизводителями — ставка на иностранные
машины. В декабре 2005 года ЗМА приступил к сборке внедорожников
Ssang Yong Rexton. Началось производство легковых авто Fiat.
Благодаря проектам по сборке иностранных машин «Северсталь-авто»
получает доступ к современным технологиям, диверсифицирует
модельный ряд и уменьшает риски падения спроса. Татьяна Капустина
из «Атона» не исключает, что методики, освоенные при производстве
иномарок, со временем будут применены в российских моделях. Кроме
того, выпуск иностранных автомобилей отличается более высокой
добавленной стоимостью, что обеспечивает компании хорошую
рентабельность. Менеджмент «Северсталь-авто» рассчитывает, что в
2007 году модель Fiat Albea займет 10% рынка иномарок в России. К
заслугам компании в первом полугодии 2006 года можно отнести начало
сборки грузовиков Isuzu. В результате — рост быстрее рынка.
Если за семь месяцев 2006 года производство автомобилей в России
повысилось на 10%, то «Северсталь-авто» выпустила на 20% больше
машин. Аналитики верят в стратегию компании и считают развитие
сборочного бизнеса катализатором дальнейшего роста. Улучшению
финансовых показателей будет способствовать более активный
маркетинг автомобилей Patriot и Hunter, а также реализация
программы повышения рентабельности производства. Благоприятный
момент — подписание долгосрочных контрактов с ключевыми
поставщиками, что позволяет «Северсталь-авто» сокращать затраты на
доставку запчастей для автомобилей. «Развитие сборочного
производства — главный драйвер роста акций компании в
долгосрочной перспективе», — размышляет Александр Жуков из
«Метрополя». По словам аналитика «Уралсиба» Кирилла Чуйко,
акции компании могут позитивно отреагировать на появление хорошей
статистики продаж внедорожников Ssang Yong. Положительный
момент — поставки автолиста с предприятий «Северстали». И
меткомбинат, и автохолдинг контролируется одним и тем же
акционером — Алексеем Мордашовым. Это повышает
конкурентоспособность автопроизводителя. Главные риски для компании
несут в себе неудачи в реализации заявленных проектов, ухудшение
рыночной конъюнктуры и конкуренция с зарубежными, прежде всего
китайскими, автомобилями среднего ценового сегмента. «Но качество
китайских джипов пока не угрожает позициям УАЗ Patriot», —
уверен Кирилл Чуйко. По итогам 2006 года «Северсталь-авто» обещает
продать около 12 тыс. «патриотов». В долгосрочной перспективе
Кирилл Чуйко отмечает риски укрепления рубля и снижения прямых
пошлин на иномарки после вступления России в ВТО. Несмотря на
возможные препятствия на пути «Северсталь-авто», ее акции выглядят
недооцененными. «Российское автомобилестроение пока не
воспринимается инвесторами всерьез, — объясняет Татьяна
Капустина. — Акции компании, производящей плохие автомобили,
могут быть очень привлекательными». В «Северсталь-авто» гармонично
сочетаются оба элемента.