"Патэрсон" борется за покупателя Столичная розничная сеть планирует
увеличить свою аудиторию с помощью низких цен
Елена Желобанова
Сеть супермаркетов «Патэрсон» собирается стать
одной из самых «дешевых» в цивилизованной рознице. Как сообщили RBC
daily в компании, открывшийся в прошлую субботу десятый
петербургский универсам стал своеобразным пилотным проектом
компании на пути к достижению этой цели. Очевидно, активная борьба
за покупателей начинает разворачиваться не только в столице, но и в
регионах. И если ритейлерам, работающим в формате «супермаркет»,
удастся удерживать дисконтные розничные цены, то их конкурентное
преимущество будет несомненным. Однако, по мнению аналитиков,
опустить цены до уровня дискаунтеров у сетей супермаркетов не
получится. Поэтому конкурировать они по-прежнему будут в своем
сегменте не за новую аудиторию, а за своих же традиционных
покупателей. Сеть супермаркетов «Патэрсон» сейчас насчитывает 46
торговых точек, половина которых работает в Москве и Подмосковье,
остальные – в 11 крупных российских городах, один супермаркет
недавно открылся на Украине, в Киеве. Оборот сети в 2004 г.
составил около 250 млн долл. В Петербурге «Патэрсон» присутствует с
2002 г. Сейчас там работает 10 торговых точек. Десятый
петербургский супермаркет сети «Патэрсон» открылся 5 марта 2005 г.
возле станции метро «Нарвская», практически в центре города. В этом
районе расположены крупные жилые массивы, промышленные и офисные
здания, однако до сих пор не только не было представлено розничных
сетей современного формата, но и одиночных продуктовых магазинов
очень мало. Как заявили RBC daily в компании «Патэрсон», новый
универсам будет кардинально отличаться от всех работающих магазинов
сети. «Десятый петербургский супермаркет «Патэрсон» одновременно
становится и самым недорогим, на все группы товаров установлена
минимальная торговая наценка», – говорится в официальном заявлении
компании. Одновременно по всем остальным параметрам новый магазин
будет соответствовать общему формату, а ассортимент универсама
также насчитывает порядка 10 тыс. наименований. По словам Татьяны
Новиковой из департамента внешних связей «Патэрсона», политика
низких цен в новой торговой точке является частью стратегии
компании по общему снижению цен во всей сети. «Патэрсон» уже давно
заявлял о том, что добивается самых низких цен на свой ассортимент.
Однако до сих пор компания шла традиционным путем оптимизации
работы. «Снижение маржи становится возможным при оптимизации
издержек, а внедрение новых технологий и работа с крупными
поставщиками приводят к улучшению условий поставок, в том числе и
закупочных цен, – рассказала RBC daily Татьяна Новикова. –
Например, выход на прямые электронные торги на рынке фруктов и
овощей позволил добиться минимальных закупочных цен, а в сочетании
с сокращением собственных издержек это дало ощутимый эффект – цены
на весь ассортимент в феврале снизились в среднем на 10%». А
подобных кардинальных экспериментов ранее не проводилось. «Это
будет своеобразный эксперимент – на примере нового петербургского
магазина мы опробуем работу в новом ценовом режиме. Сейчас на все
товары в этой точке устанавливается минимальная наценка. Кроме
того, ведется работа с поставщиками, для того чтобы снизить входные
расценки», – сообщила Татьяна Новикова. Более подробной информации
в «Патэрсоне» получить не удалось – в компании сослались на то, что
новая стратегия пока находится в стадии разработки и подробности до
конца не проработаны. Стремление «Патэрсона» к снижению цен вполне
понятно: низкие цены в супермаркетах – существенное конкурентное
преимущество, конечно, при условии сохранения уровня сервиса и
широкого ассортимента. Классический дискаунтер с минимальным
ассортиментом, коробками в торговом зале и практически полным
отсутствием персонала уже уходит в прошлое. На западе такой формат
занимает строго определенную нишу и не претендует на ежедневные
покупки представителей широких слоев населения. Российские
дискаунтеры постепенно превращаются в экономичные супермаркеты, где
покупателю обеспечен определенный уровень сервиса. Очевидно, что
начинания «Патэрсона» определяют и встречную тенденцию: сети
формата «супермаркет» стремятся расширить свою аудиторию, вступая в
конкуренцию с дешевыми магазинами. Покупатели в большинстве своем
отдают предпочтение магазинам, где при одинаковом уровне
обслуживания цены ниже. «Патэрсон», по мнению аналитиков, вряд ли
превратит свои магазины в дискаунтеры. Однако добиться более низких
цен, чем в других сетях своей ниши, «Патэрсону» удастся легко, так
как, несмотря на то что практически все сети супермаркетов заявляют
о политике демократизации цен, на деле последние снижаются лишь на
небольшую группу товаров. «Петербургский рынок дискаунтеров
довольно насыщен, бесспорное лидерство принадлежит сетям
«Пятерочка», «Копейка», «Дикси», – сообщила RBC daily аналитик по
потребительскому сектору и электроэнергетике петербургской компании
«АВК-Аналитика» Светлана Труханович. – Поэтому если в случае с
«Патэрсоном» речь идет о переходе в ценовой сегмент дискаунтеров,
это вряд ли оправдает себя, так как переход будет сопровождаться
снижением уровня сервиса, и возможна потеря нынешних покупателей
класса «средний» и «средний плюс». В связи с этим снижение торговой
наценки, вероятно, будет не очень значительным и предпринимается
лишь в рамках конкуренции с другими операторами в аналогичном
ценовом сегменте, таких как «Рамстор», «Перекресток» и так далее».
Светлана Труханович полагает, что снижение издержек без ущерба
уровню сервиса в торговых сетях возможно. «Но для этого необходимо
несколько условий. Например, за счет «эффекта масштаба», который
достигается через быстрое развитие сети и строительство новых
магазинов – «Патэрсон» заявлял о намерениях построить еще 10
универсамов в 2005 г. в Петербурге, – говорит она. – Также может
сыграть не последнюю роль низкий уровень арендных платежей:
петербургские власти сообщали о возможном предоставлении льгот
ритейлерам, открывающим магазины в районах со слабо развитой
розницей. Предлагаемый размер льготы – 50%-ная скидка на аренду
помещений и более низкая ставка по земельному налогу». То, что
петербургская администрация вполне может лояльно относится к
«Патэрсону», подтверждает и тот факт, что эта сеть участвует в
социальных программах – предоставляет 5%-ную скидку пенсионерам и
ветеранам в будние дни с 9 до 15 часов.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Натальи
Мильчаковой, снижение торговой наценки в большей степени похоже на
рекламную акцию. «Цены в основном повышают производители продукции,
а ритейлеры следуют за ними. Но так как на розничном рынке
возникает жесткая конкурентная борьба, то некоторые компании
отказываются от периодического повышения цен. Это гибкая стратегия,
и она может привлечь большое количество покупателей, – рассказала
она RBC daily. –Учитывая, что магазин находится в районе, где
продуктовых магазинов мало, большой поток уже сразу после открытия
магазина обеспечен. А успех одного магазина может сказаться и на
других – задать всей петербургской сети имидж «снижающей цены».
Однако только этого недостаточно. Для того чтобы расширить
покупательскую аудиторию, необходим системный подход».