Рустем Фаляхов, Алексей Топалов
Порт Роттердама считает нежелательной передачу
без тендера госпакета в 25% акций НМТП компании «Роснефть».
Руководство порта Роттердама – партнера «Суммы»
Зиявудина Магомедова — раскритиковало схему приватизации
Новороссийского морского торгового порта, предложенную аппаратом
вице-премьера Игоря Сечина: проект передачи госпакета в капитале
порта «Роснефти» противоречит европейскому законодательству о
конкуренции. До инициативы Сечина основным претендентом на госпакет
считалась «Сумма» в партнерстве с трубопроводной монополией
«Транснефть», которым принадлежит контрольный пакет акций
порта.
С критикой схемы приватизации Новороссийского
морского торгового порта, предложенной вице-премьером Игорем
Сечиным, выступил порт Роттердама — европейский партнер корпорации
«Сумма» Зиявудина Магомедова.
НМТП, 20% акций которого принадлежит
Росимуществу, включен в приватизационный список Минэкономразвития.
Ранее аппарат Сечина предложил передать бумаги без тендера
госкомпании «Роснефть». До появления этого документа основным
претендентом на пакет считалась «Сумма» в партнерстве с
трубопроводной монополией «Транснефть», которым принадлежит
контрольный пакет акций порта.
«Я бы никогда, никогда, никогда так не сделал»,
— заявил гендиректор порта Роттердама Ханс Смитс, отвечая на вопрос
о возможном вхождении в капитал порта нефтяной
компании-грузоотправителя.
«Все зависит от политических традиций страны. Но
приватизировать крупный пакет нужно по конкурсу, а не передавать
его какой-либо одной компании. Это противоречило бы европейскому
законодательству о конкуренции», — заявил Смитс на встрече с
российскими журналистами в офисе порта Роттердама.
По мнению Смитса, грузотправитель, как
собственник порта, получит право диктовать стоимость услуг
оператора.
Топ-менеджер вспомнил одно исключение в мировой
практике управления крупными портовыми активами: «В Бразилии есть
крупный порт, который переваливает уголь компании Vale, которая его
добывает. Но у этого порта только одна специализация — уголь, там
нет диверсифицированной номенклатуры товаров».
«Сумма» и Роттердамский порт стали глобальными
партнерами после того, как российская компания в октябре прошлого
года выиграла тендер на постройку нефтяного терминала в Роттердаме.
Планируемый объем инвестиций в терминал — $1 млрд. «Сумма»
планирует совместные с портом Роттердама проекты в Китае, Индии и
Латинской Америке.
Продажа доли государства в капитале НМТП
планируется в срок до 2013 года (25% акций, принадлежащих
Росимуществу и РЖД единым пакетом). Против передачи акций порта
«Роснефти» ранее выступало Минэкономразвития: по словам главы
министерства Эльвиры Набиуллиной, пакет должен быть продан частному
инвестору.
Вмешался и первый вице-премьер Игорь Шувалов,
который вернул проект приватизации НМТП на доработку. По мнению
Шувалова, частные компании не должны владеть так называемым
квалифицированный большинством (более 75% акций).
В секретариате Сечина и «Сумме» ситуацию не
комментируют.
«Европейское законодательство подразумевает: или
ты владеешь предприятием, или работаешь с ним, одновременно это
делать запрещено, подтверждает Алексей Безбородов, глава
InfraNews.
Но роттердамские проекты «Суммы» как
частного инвестора от возможной передачи пакета в собственность
«Роснефти» не пострадают, считает аналитик «Метрополя» Андрей
Рожков. «С другой стороны, такое событие негативно повлияет на
капитализацию НМТП», — уверен он.
Сейчас акции НМТП торгуются с
дисконтом к справедливой стоимости, который составляет около 12%,
рассчитал Рожков. «Цена госпакета будет примерно равняться рыночной
с учетом дисконта», — говорит эксперт. Капитализация НМТП на
Лондонской фондовой бирже составляет $1,746 млрд. Рожков оценивает
25% компании в $450—500 млн.
http://www.gazeta.ru/business/2012/03/29/4110885.shtml