Патриот с акцентом
"Северсталь-авто", владеющая Ульяновским
автомобильным заводом (УАЗ) и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ),
стала первой компанией российского автопрома, которая передала
управление одним из своих производств иностранным консультантам
В начале лета 2004 года международная
инжиниринговая корпорация Gemco начала управлять литейным
производством ЗМЗ. Чуть раньше руководство "Северсталь-авто"
рассказало о планах выхода компании на биржу и запуска новой модели
внедорожника, а также анонсировало переговоры с рядом иностранных
производителей относительно сборки их автомобилей по лицензии.
Догонять Запад совершенно
бессмысленно - нужно просто перенимать иностранный опыт,
уверен гендиректор компании "Северсталь-авто" В.Швецов. Четкое
следование этим принципам уже принесло "Северсталь-авто" неплохие
дивиденды. По убеждению Швецова, выживать нужно либо самим, либо
под руководством иностранных консультантов. "Северсталь-авто"
выбрала второй вариант, и благодаря, в частности, привлечению
иностранных консультантов и запуску программы снижения издержек в
2004 году добилась рекордной для российского автопрома
рентабельности по EBITDA - 14,6%. По этому показателю
"Северсталь-авто" обогнала даже самую прибыльную автомобильную
корпорацию мира Toyota Motor, у которой он держится на уровне
13-14%. Причем российская компания собирается продолжить
оптимизацию производства. На днях по примеру многих мировых
автоконцернов она объявила о намерении сократить в этом году
численность персонала более чем на 10%. Еще в интервью СФ В.Швецов
говорил о планах выпуска нового внедорожника по лицензии зарубежной
компании, однако обозначить точные сроки запуска проекта и назвать
производителя отказался. "Северсталь-авто" несколько лет пыталась
найти партнера среди иностранцев. В разное время в качестве
возможных инвесторов упоминались индийские Mahindra&Mahindra и
Tata Motors, японская Isuzu Motors и корейская Hyundai. В декабре
прошлого года "Северсталь-авто" подписала лицензионное соглашение с
корейской SsangYong Motor о производстве в России внедорожников
Rexton. Впрочем, не отказалась "Северсталь-авто" и от собственных
разработок. Так, в августе текущего года она приступила к выпуску
своей новой модели внедорожника UAZ Patriot. Успехи в
реформировании бизнеса побудили руководство "Северсталь-авто"
провести IPO в апреле этого года. В интервью СФ
В.Швецов затруднялся обозначить масштабы и
реальные сроки проведения размещения, ссылаясь на то, что многое
зависит от инвестиционного климата. При этом он выражал надежду,
что компания будет дорого оценена инвесторами. Однако его надежды
не оправдались: разместив на РТС 30% акций, "Северсталь-авто" не
смогла продать их по заявленной цене. При нижней границе
заявленного ценового диапазона в $15,8 они ушли по $15,1 за акцию.
В результате компания выручила на бирже как минимум на $6 млн
меньше - $135 млн. Тем не менее, как и обещал Швецов, большую часть
привлеченных в ходе IPO средств "Северсталь-авто" потратила на
создание и развитие новых мощностей, а именно на покупку за $50 млн
в июне этого года 99,6% акций завода малолитражных автомобилей в
Набережных Челнах и его последующую реконструкцию. В декабре
2005-го на этом заводе компания планирует начать сборку Rexton, а в
2007-м здесь будут собирать уже четыре другие модели SsangYong.
Подобную стратегию "Северсталь-авто" эксперты считают весьма
грамотной. Как отмечает аналитик ИФК "Метрополь" А.Жуков,
реструктуризация бизнеса, сокращение издержек и ориентирование на
опыт мировых производителей - это не только путь к успеху, но едва
ли не единственный способ выжить для отечественного автопрома.