Роман Рожков
Рынок фастфуда в России набирает обороты и в
ближайшие три года может вырасти на треть. Свои закусочные начали
создавать владельцы мясокомбинатов. Впрочем, сильные позиции на
полках супермаркетов не гарантируют им успеха в ресторанном
бизнесе, где система управления куда важнее собственного
производства сосисок и котлет.
Бутербродная битва
В 2004 году в США вышел документальный фильм
"Двойной размер" (Super Size Me), который снял американец Морган
Сперлок, он же — главное действующее лицо. Фильм, ставший хитом в
Америке и даже номинированный на "Оскар", повествует об
эксперименте: главный герой в течение 30 дней ел исключительно
фастфуд, в том числе минимум раз в день — из McDonald's. После
месяца такой жизни медики зафиксировали у Сперлока ожирение с
увеличением веса на 12 кг, повышенный сахар в крови, боли в животе,
нарушения психики, даже половое бессилие. Сперлок потратил $50 тыс.
на полугодовой курс интенсивного лечения. В результате компания
McDonald's сняла с производства и с продажи в своих отделениях в
США порции Supersize.
Параллельно с этими неприятными для McDonald's
событиями во всем мире шла бутербродная гонка. По итогам 2010 года
сеть закусочных Subway, специализирующаяся на сэндвичах и
позиционирующая свой продукт как здоровую альтернативу жирной пище,
приготовленной из полуфабрикатов, обогнала McDonald's по количеству
точек в мире: к началу 2011 года она имела 33 749 заведений против
32 737 у McDonald's. В ноябре Subway опередила конкурента и в
России: 325 против 311.
Впрочем, сравнивать сети по количеству заведений
некорректно, убежден вице-президент по развитию ""Макдоналдс"
Россия" Виктор Эйдемиллер: ""Макдоналдс" — это полноценный ресторан
с полным циклом приготовления пищи, а не холодные сэндвичи.
Потребности такого формата заведений по электричеству или аренде на
порядки другие. Мы, условно говоря, в тяжелом весе, они — в
сверхлегком". Вообще, по количеству точек в России лидирует
компания "Маркон" (бренды "Стардог!s", "Багеттерия", Ontime), в
июле 2011 их у нее было 475.
К тому же Subway работает в России через
франчайзи — в отличие от McDonald's, предпочитающей "дочек". В 2012
году McDonald's собирается открыть еще около 45 ресторанов по всей
России и начать активно работать в Западной Сибири — Новосибирске,
Омске, Барнауле, Томске. "Прежде нас останавливали логистические
затраты. Для развития в Сибири важно в течение пары лет открыть
критическую массу ресторанов — 15-20, и организовать для них свой
логистический центр,— рассказывает Эйдемиллер.
Как отмечал в июне на выставке IFFF Moscow
вице-президент "Сабвэй Раша Франчайзинг Компани" и руководитель
департамента развития системы Subway на территории России Геннадий
Кочетков, их преимущество в том, что заведения окупаются уже через
год, хотя 97% франчайзи Subway не имеют опыта в ресторанном
бизнесе. "Это уникальная возможность эффективного вложения денег",—
говорит он. По данным Subway, инвестиции франчайзи в запуск
ресторана составляют 4-4,5 млн руб. Цена самой франшизы — $12 тыс.,
каждая следующая франшиза, необходимая для открытия очередного
объекта, стоит дешевле.
Оплот быстрого питания
Многие, возможно, не знают, что россияне
вырвались в мировые лидеры по любви к фастфуду. По данным
Euromonitor International, выручка предприятий общепита в России в
2010 году составила $8,1 млрд, доля фастфуда — 60% (около $4,58
млрд). "Даже такие известные любители быстрого питания, как жители
США, в 2010 году принесли ресторанному сектору только 39%
выручки",— отмечает в октябрьском исследовании Euromonitor. К
слову, в прочих странах БРИК фастфуд не доминирует: в Бразилии его
доля на ресторанном рынке всего 16%, в Индии — 12%, в Китае —
23%.
У фастфуда в России прекрасные перспективы. К
2015 году оборот сегмента увеличится на 29%, примерно до $6,4 млрд,
прогнозирует Euromonitor. Причем заведения быстрого обслуживания
обеспечат 84% роста всего ресторанного рынка, и их доля в общем
обороте вырастет через три года до 64%. McDonald's Corp. по выручке
вне конкуренции, ее доля на рынке в 2010 году, по данным
Euromonitor,— 18,9%. Дальше идут Yum! Brands Inc. ("Ростик'c-KFC",
2,3%), Sbarro Inc.(2%), Doctor's Associates Inc. ("Сабвэй", 0,8%),
"Теремок" (0,7%), "Крошка-картошка" (0,6%), "Чайная ложка" (0,6%),
"Бургер Кинг" (0,5%), "Данкин Донатс" (0,4%), прочие игроки в сумме
держат 73,2% рынка.
Российская статистика серьезно расходится с
цифрами Euromonitor International. По данным Росстата, весь
российский ресторанный рынок выручил в 2010 году значительно
больше, чем подсчитала Euromonitor: 768 млрд руб., или $25,3 млрд.
Это, скорее всего, объясняется тем, что Euromonitor учитывала
продажи только сетевых заведений, отмечают в консалтинговой
компании Restcon. А Росстат — еще и оборот ресторанов, кафе, баров,
столовых при предприятиях и учреждениях, а также
организаций-поставщиков продукции общепита. Сами игроки склонны
больше доверять цифрам Росстата.
К слову, на Москву и Санкт-Петербург приходится
больше половины всех сетевых заведений России (41,1% и 15%
соответственно). Регионы в этом отношении — непаханое поле, и там
до сих пор сильные позиции держат отдельные уличные точки с
чебуреками и курами гриль. Однако схема франчайзинга становится все
более ходовой моделью бизнеса в фастфуде, и 2011 год показал это
очень ярко, говорит директор по развитию компании "Маркон" Сергей
Рак. "Особенно в провинции,— добавляет директор по маркетингу ГК
"Крошка-картошка" Михаил Кудрявцев.— Там многие рестораны прогорели
в результате кризиса, бизнесмены не желают выходить на рынок
самостоятельно, но покупают франшизу".
Не дремлют и зарубежные игроки. В 2010 году в
Россию пришел Burger King, в 2011-м — Wendy's, о скором выходе на
наш рынок заявляют Brisket Express, Kahala Corp., владеющая 12
франчайзинговыми сетями (среди них TacoTime, SurfCitySqueeze,
Johnnie), другие.
Финансовый кризис сыграл фастфуду на руку: на
быстрое питание переключились те, кто был клиентурой менее
демократичных заведений. Стоит заметить, до кризиса хорошим уровнем
прибыльности в ресторанном бизнесе были 30-40%. Сегодня же, говорит
исполнительный директор Restcon Андрей Петраков, "средняя
рентабельность варьируется в пределах 10-15%, это близко к Европе и
считается вполне нормальным".
Мясной интерес
Сдвинуть McDonald's с позиции лидера по деньгам,
получаемым от российских потребителей, пожалуй, невозможно: выручка
ее российского подразделения в 2010 году составила 37,1 млрд руб.,
чистая прибыль — 4,46 млрд руб. Но откусить свой кусок от общего
гамбургера хотят многие, в том числе непрофильные игроки. Свою сеть
закусочных в прошлом году начал строить ГУП "Московский
метрополитен" (перед всеми ГУПами поставлена задача по увеличению
доходной части): по планам чиновников, точки под логотипом "М",
идентичным эмблеме столичной подземки, будут открываться на всех
действующих и строящихся станциях.
А в конце января стало известно, что один из
крупнейших столичных мясопереработчиков — ООО "Павловская слобода"
(марка "Велком") — запустил сеть ресторанов быстрого обслуживания,
тоже "Велком". Правда, пока в этой сети одна точка — на севере
Москвы по соседству с фирменным магазином мясокомбината, но в
течение года планируется открыть как минимум пять заведений в таком
же формате. В компании комментировать ход реализации своего проекта
отказались. Как сообщала газета "Коммерсантъ", магазином и кафе
управляет ООО "Торговый дом "Велком"", которое, по данным агентства
"СПАРК-Интерфакс", принадлежит Денису Демину — сыну основателей
"Павловской слободы" Олега и Раисы Деминых. В ассортименте кафе и
магазина супы, салаты, пицца, хот-доги, выпечка, напитки. Запуск
одной точки "Велком" может стоить 12-18 млн руб., полагает
Restcon.
Ранее, еще в 2010 году, в сегмент фастфуда вышли
и владельцы мясокомбината "Останкинский". Правда, о том, что это
проект акционеров "Останкинского", стало известно только в ноябре
2011-го. ООО "Русбургер", зарегистрированное по тому же адресу, что
и мясокомбинат, купило мастер-франшизу у крупнейшей финской сети
фастфуда Hesburger и за два года открыло шесть точек — четыре в
Москве и две в Санкт-Петербурге; "Останкинский" производит для них
котлеты. "Русбургер" планирует в этом году сделать еще по три
заведения в столице и Питере, а также с помощью партнеров запустить
рестораны Hesburger в Новосибирске, Астрахани, Владивостоке и на
Камчатке. По словам директора по развитию Hesburger в России Егора
Гурника, на открытие одной точки Hesburger требуется от 9-11 млн
руб. (на фуд-корте) до 15-25 млн руб. (обособленная), сроки
окупаемости — три года.
Вообще, франшизу известнейших мировых сетей
фастфуда компаниям мясного рынка получить непросто. Гендиректор
представительства Burger King в России Яна Песоцкая сообщила, что
представители мясных компаний к ним за франшизой не обращались.
"Наш франчайзи должен иметь опыт в ритейле, желательно в
ресторанном бизнесе", отметила она.
До прихода "Останкинского" и "Павловской
слободы" на рынке фастфуда действовал только один мясопереработчик
— финский концерн Atria Plc (оборот в 2010 году — €1,3 млрд) с
заводами "КампоМос" и "Пит-Продукт". С 2006 года компания открыла в
России около 500 точек Sibylla. Запуск одного объекта Sibylla
обходится примерно в €10 тыс.— затраты небольшие с учетом того, что
кафе разворачиваются преимущественно на заправках, где уже имеются
торговые павильоны ("Атриа Россия", дочерняя компания Atria Plc,
сдает операторам в аренду оборудование и поставляет сосиски и
гамбургеры).
"Проект Sibylla достался группе компаний Atria
Plc в качестве бесплатного приложения в ходе скупки шведских
активов, это было в середине 1990-х годов,— говорит директор
проекта Sibylla в России Константин Донсков.— С тех пор Sibylla —
часть Atria Plc".
В мясопереработке рентабельность
низкая, она варьируется от 4% до 8% максимум в среднем по отрасли,
размышляет старший аналитик ИФК "Метрополь" Татьяна Бобровская. По
ее мнению, проекты сетей быстрого питания — не что иное как способ
несколько диверсифицировать бизнес за счет более рентабельных
сегментов, и в то же время наладить еще один канал для продвижения
своей продукции. "Компании остаются в рамках своего
потребительского сектора, они знают рынок и поведение покупателей.
Рынок фастфуда насыщен в крупных городах, но если говорить о России
в целом, здесь есть место для развития",— резюмирует
Бобровская.
Другое дело
Впрочем, уверенности в том, что новые проекты
фастфуда мясопереработчиков будут успешными, нет. Когда McDonald's
начинал на российском рынке, он построил завод для снабжения своих
ресторанов мясопродуктами, но с ростом сети компания не стала
наращивать собственное производство мясных продуктов, а перешла на
договорные поставки, напоминает Геннадий Кочетков. По его мнению,
ресторанная сеть сможет быть успешной, только если получит право
закупать мясные продукты на конкурентной основе у любых
производителей.
Вообще надежных поставок мяса для успешной
работы закусочных недостаточно. "Доля мяса в себестоимости —
25-45%, — рассуждает директор по франчайзингу YUM! Restaurants
International Russia Юрий Бабич.— Остальное — овощи, напитки и
прочее. Чтобы они были надлежащего качества и вовремя попадали в
рестораны, необходимо создать логистическую платформу, что само по
себе непросто". Шансы на успех у мясокомбинатов те же, что и у
остальных участников рынка, резюмирует Андрей Петраков.
Теоретически привлечь клиентов новые проекты
могли бы, наладив сотрудничество с купонными сервисами. Как
рассказала гендиректор Groupon Russia Анна Березовская, их акции с
ресторанами проходят весьма часто. "Сетевые рестораны обычно
популярнее независимых — пользователи могут выбрать точку, удобно
для них расположенную",— говорит Березовская. Она упоминает
несколько успешных акций с сетевыми ресторанами: "Море суши" —
куплено 6390 купонов, "Грабли" — 8620, "Якитория" — 6467.
Пока эксперты сходятся во мнении, что проекты
фастфуда, затеянные акционерами мясоперерабатывающих предприятий,—
это лишь проявление их любопытства по отношению к растущему
сегменту. "Почему бы не попробовать поучаствовать, имея хорошие
административные связи, опыт, влияние?" — говорит глава Мясного
союза Мушег Мамиконян. До настоящей конкуренции с главными
игроками, если ей суждено развернуться, еще очень далеко.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1863845