Александра Терентьева
Первое полугодие оказалось суперуспешным для
крупнейшей алмазодобывающей компании мира — «Алросы». Она сумела
выйти на рекордную в своей истории рентабельность по EBITDA — 54%.
Это сопоставимо с традиционными лидерами по эффективности —
калийными компаниями. Впрочем, вторая половина года может оказаться
куда хуже: из-за кризиса спрос на бриллианты падает.
Крупнейшая алмазодобывающая мира «Алроса» в
первом полугодии сумела получить рекордную для себя рентабельность
по EBITDA — 54%, следует из презентации компании (копия есть в
распоряжении «Ведомостей»). Выручка компании за этот период выросла
только на 2,7% до 66,1 млрд руб., скорректированная EBITDA — в 1,7
раза до 20,06 млрд руб. (этот показатель «Алроса» корректирует на
прибыль от выбытия «Саханефтегаза» и «Леанефтегаза», убыток от
валютно-процентных контрактов своп и убыток от изменения
справедливой стоимости пут-опционов, предоставленных ВТБ по
«Геотрансгазу» и Уренгойской газовой компании и др.). Чистая
прибыль «Алросы» выросла в 4,2 раза до 26,3 млрд руб.,
рентабельность по этому показателю тоже рекордная — 39,7%. При этом
производство алмазов выросло лишь на 9,9% до 19,9 млн карат, а
объем продаж в каратах и вовсе снизился на 22,6% до 19,1 млн
карат.
Помогли «Алросе» рекордные цены на алмазы. В
первом полугодии средняя цена камня размером 1 карат выросла на
29,8% до $109, следует из презентации компании. При этом кроме
крупнейшие мировые производители алмазов, кроме «Алросы»: De Beers,
Rio Tinto и BHP Billiton — снизили производство.
Основные продажи алмазов у «Алросы» в первом
полугодии пришлись на долгосрочные контракты — 65% (в 2010 г. было
63%), еще 20% (14% — в 2010 г.) продаж заняла реализация камней на
аукционах, и 15% (23% — в 2010 г.) были проданы по краткосрочным
контрактам. Цены краткосрочных контрактов меняются, как правило,
раз в квартал в зависимости от изменения рыночных условий,
говорится в презентации компании.
Впрочем, второе полугодие может оказаться для
«Алросы» менее успешным. Компания уже объявила, что ждет снижения
спроса на алмазы на мировом рынке (хотя у основных потребителей
бриллиантов — США, КНР и Индии — устойчиво высокие закупки).
Клиенты второго производителя алмазов в мире — De Beers — уже
констатируют 15%-ное снижение спроса на бриллианты. «Алроса» в
октябре снизят поставки на рынок (в частности, спотовые продажи и
продажи на аукционах), приоритет будет у долгосрочных контрактов.
Тем не менее, по мнению аналитика ИФК «Метрополь»
Сергея Фильченкова, «Алроса» сохранит по итогам 2011 г. уровень
рентабельности на уровне первого полугодия, в частности, благодаря
спросу из Индии и Китая.
http://www.vedomosti.ru/companies/news/1395690/alrosa_pokazala_rekordnyj_rezultat#ixzz1b8gb2mb6