В 2008 г. российский авторынок оказался
одним из самых быстрорастущих в мире и с учетом импортированных б/у
машин, похоже, превзошел крупнейший рынок в Европе — немецкий.
На этот год пессимисты предсказывают 50%-ное снижение
продаж
Глеб Столяров, Татьяна Романова, Анфиса
Воронина
Продажи иномарок в России за 2008 г.
выросли на 26% до 2,08 млн, отчиталась вчера Ассоциация
европейского бизнеса. Учитывая продажи российских производителей,
рынок вырос примерно на 16% до 2,77 млн машин. Российский
рынок — на 5-м месте после США, Китая, Японии и Германии. Но
если учитывать и импортированные подержанные иномарки, Россия
выходит на 1-е место в Европе: по данным ACEA, в Германии в
2008 г. было продано 3 млн новых автомобилей; по оценке
«Автостата», в 2008 г. в Россию ввезено 400 000 б/у
иномарок и общая цифра возрастает до 3,17 млн машин.
Показать рост авторынку России позволило ударное
первое полугодие. Продажи иномарок достигли пика в апреле —
июле, а потом резко пошли на спад. Снижение декабрьских продаж по
отношению к декабрю 2007 г. составило 10%. Это второй месяц
падения продаж — в ноябре они рухнули на 15%.
Автопроизводители сдержанны в оценках итогов
года. Президент Ford в России Найджел Брекенбери доволен
результатом продаж в декабре и в IV квартале (6% роста за
год, 15% снижения в декабре). Доля рынка Ford составила 8,5%,
а это второй показатель Ford за всю историю работы в России,
говорит он. Продажи GM упали на 9% в декабре, но выросли
на 30% за год. При росте рынка в 26% продажи Opel выросли
на 49%, Saab — на 68%, отмечает директор по связям с
общественностью General Motors Сергей Лепнухов. Довольна продажами
Skoda (+84%). По словам представителя компании Тимура Алиева, росту
продаж Skoda во многом обязана заводу в Калуге (выпустил более
60 000 машин Skoda и Volkswagen). В условиях кризиса
7% роста продаж — ожидаемый показатель, говорит
представитель Renault Оксана Назарова, большего достичь не удалось,
поскольку мощности завода «Автофрамос» ограничены.
Директор московского офиса
A. T. Kearney Евгений Богданов прогнозирует, что в
2009 г. рынок недосчитается
600 000-700 000 машин и составит 2-2,1 млн
машин. Такая же оценка у аналитика ИФК «Метрополь» Михаила
Пака. В первую очередь сокращение произойдет за счет импортных
автомобилей в сегменте $15 000-30 000. Это те машины, за
счет которых рынок так быстро рос в последние 2-3 года.
Пострадают также Daewoo Nexia, Hyundai Accent, жизненный цикл
которых давно истек. Факторов снижения несколько, говорит Пак.
Кризисные — сворачивание рынка автокредитования, снижение
платежеспособного спроса. На структуру рынка в пользу автомобилей
российского производства повлияет повышение пошлин на импортные
иномарки и обещанное правительством субсидирование кредитной ставки
на покупку машин до 350 000 руб.
Из-за запретительной пошлины импорт подержанных
автомобилей сократится с 400 000 до
300 000 машин, прогнозирует Пак.
Средняя цена нового автомобиля в России, которая
в первом полугодии 2008 г. достигла $22 350, снизится,
констатирует аналитик PwC Стенли Рут. По базовому сценарию она
составит $20 000, а в пессимистическом — и вовсе
$18 000 (показатель 2006-2007 гг.).
Доля российского производства, учитывая
антикризисные меры правительства, повышение курса доллара и
остальные кризисные факторы, в 2009 г. вырастет, считает
эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. В этом году
автозаводы выпустят около 1,5 млн машин под российскими
брендами и займут уже около 70% рынка вместо 50% по
итогам прошлого года.
Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин в декабре
предсказывал снижение рынка до 1,5-1,8 млн машин, прогноз
«Соллерса» — 1,9-2,2 млн.
Автомобильные дилеры уверены, что наступивший
год будет тяжелым. В 2009 г. по сравнению с 2008 г.
продажи упадут на 30-40%, прогнозирует директор по маркетингу
«Автолэнд-Сибири» Ирина Харина. Гендиректор самарского
«Арго-моторс» (дилер Audi и Hyundai) Леонид Захаров ждет 50%-ного
падения.