Наши машины подорожалиИз-за роста цен на металл автозаводы с нового
года подняли цены
Глеб Столяров, Павел Миляев
Большинство российских автозаводов сразу после
Нового года подняли цены. Подорожание “Жигулей”, “Волг” и Chevrolet
Niva производители объясняют ростом цен на металл и инфляцией. Но
российский авторынок растет настолько быстро, что подорожание не
скажется продажах, считают эксперты.
Заметнее всего поднял цены в новом году самый
молодой из российских автозаводов — тольяттинское СП “GM-АвтоВАЗ”.
Новый прайс-лист был принят советом директоров предприятия 10
декабря. С 1 января Chevrolet Niva в стандартной комплектации стоит
почти 310 000 руб., а в комплектации “люкс” — 346 000 руб. Раньше
машина продавалась за 285 000 руб. и 324 000 руб. соответственно,
так что увеличение цены составило примерно 10%.
В декабре гендиректор “GM-АвтоВАЗа” Джон Милонас
напомнил, что в отличие от других автозаводов СП не повышало цен в
течение года. Увеличение цены российских внедорожников американской
марки он объяснил инфляцией и ростом цен на комплектующие, сырье и
энергоносители. По словам гендиректора петербургской дилерской
компании “Питер-Лада” Владислава Рыдаева, торговцы узнали о
повышении цен на Chevrolet Niva в последних числах декабря. “Плохо,
что Chevrolet Niva преодолела психологический барьер в 300 000
руб.”, — жалуется сотрудник тольяттинской дилерской компании
“Марш”, ожидающий временного снижения спроса на эту модель “на
5-10%”. “Очень значительным” назвал повышение цен на Chevrolet Niva
один из московских дилеров. “Теперь это не дешевая машина, за
которой выстроится очередь”, — говорит он. “АвтоВАЗ” с нового года
тоже поднял цены, но лишь на 1,5%. По данным тольяттинского
агентства Ladaonline, за прошлый год цены на “ВАЗы” выросли в
среднем на 9,3% (для разных моделей этот показатель был различным).
Заместитель гендиректора московской дилерской компании
“Элекс-Полюс” Василий Цеханович называет другую цифру — 10-12%, но
спрос на “ВАЗы” в Москве, по его словам, вырос за прошлый год не
менее чем на 15%. “АвтоВАЗ” повышал цены в соответствии с ростом
себестоимости машин, и рынок позволял ему это сделать, утверждает
Цеханович. На 5% выросли цены на весь модельный ряд Горьковского
автозавода (ГАЗ). Как и представители других производителей,
пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой объяснил подорожание инфляцией
и ростом цен на металл. “Волги” по новым ценам поступят к дилерам
лишь в феврале: до 17 января конвейеры ГАЗа стоят. По словам
Лугового, несмотря на рост цен, завод планирует поднять
производство в этом году до 240 000 автомобилей и машинокомплектов
(по предварительным итогам, в минувшем году было выпущено 231 336
автомобилей и машинокомплектов). Январь — август — период
наибольшего спроса на авторынке, поэтому повышение цен на “Волги”
пройдет безболезненно, считает замгендиректора компании
“Нижегородец” (дилер ГАЗа) Cергей Лимонников. А топ-менеджер
питерского дилера ГАЗа — Санкт-Петербургского авторемонтного завода
№ 2 вспомнил, что однажды ГАЗ уже повышал цены в Новый год на ту же
величину и на продажах это никак не отразилось. А вот входящий в
группу “СОК” завод “ИжАвто” уже пообещал покупателям не поднимать
цены до марта. Летом этот завод поднял цены на свои легковушки на
5-10%, и это привело к такому снижению спроса, что “ИжАвто”
пришлось даже останавливать конвейер. Опрошенные “Ведомостями”
аналитики признают, что автозаводы вынуждены поднимать цены, чтобы
компенсировать быстрый рост цен на металл. Металл подорожал в 2004
г. на 60-70%, а его доля в себестоимости продукции Волжского
автозавода составляет около 50-60%, напоминает аналитик компании
“Метрополь” Денис Нуштаев. По мнению аналитика компании “УралСиб”
Вячеслава Смольянинова, “GM-АвтоВАЗ” может в 2005 г. позволить себе
дальнейшее повышение цен. “В реальном выражении машина [Chevrolet
Niva] даже подешевела, — говорит он, — при уровне инфляции 12% ее
цена выросла только на 10%”. Нуштаев соглашается, что Chevrolet
Niva может дорожать быстрее остальных отечественных машин,
поскольку ее производителю нет нужды сохранять за ней имидж
дешевого автомобиля.