Екатерина Панова
"Дирекция Московского транспортного узла"
опубликовала на своем сайте информационное письмо о закупке услуг
по разработке модели развития Московского авиационного узла. Речь
больше не идёт исключительно о консолидации государственных активов
под управлением единой компании. У этой идеи появились
альтернативы. Предложений от потенциальных поставщиков дирекция
ждет до 21 декабря, приём заявок прекращается в 16:00.
Предполагается, что проект развития МАУ должен быль готов к июлю
следующего года. За услуги дирекция готова заплатить 65 млн
руб.
В новой версии технического задания (копия
имеется в редакции "АвиаПорт") поставщикам изменено даже название
документа - исчез пункт о создании единой компании по консолидации
государственных активов. В самой дирекции говорят, что от идеи
консолидации не отказываются, подробностей не рассказывают.
В обновлённом ТЗ сказано, что в задачи
поставщиков услуги входит выполнение сравнительного анализа
вариантов дальнейшего использования и развития объектов аэродромной
инфраструктуры, находящихся в собственности государства. Теперь
разработчикам проекта предлагается не только поработать вариант
консолидации государственных активов МАУ на базе отдельной
компании, но так же возможности аренды имущественных комплексов и
использования механизмов концессии. Кроме того, авторы предложений
должны оценить влияние перечисленных моделей на конкуренцию между
аэропортами и среди перевозчиков.
В ходе работы должен быть рассмотрен вариант
консолидации активов аэропортов находящихся в федеральной и в
частной собственности, включая разработку механизма управления
этими активами. Предполагается, что должен быть проанализирован
мировой опыт в этой области, механизмы привлечения инвестиций.
Среди прочих, предлагается изучить варианты партнёрства
государственных и частных компаний. Также уточнен перечень
существующих объектов аэродромной инфраструктуры и разработаны
предложения о необходимости, целесообразности и способах изменения
текущей модели привлечения инвестиций.
Модель развития МАУ должна включать анализ
юридической стороны и тарифного регулирования и предложения по
совершенствованию существующего законодательства.
В рамках разработки модели развития Московского
авиационного узла авторам необходимо проанализировать состояние
перевозок пассажиров и грузов, стратегические планы крупнейших
перевозчиком и спрогнозировать объемы перевозок до 2030 года,
оценить конкурентные возможности аэропортов. Предлагается также
оценить целесообразность выделения "базового" аэропорта.
В аэропортах Московского авиационного узла новую
инициативу комментировать не стали.
Ранее против идеи консолидации госактивов
аэропортов МАУ выступила ФАС. В антимонопольной службе сочли, что
консолидация повлечет за собой отсутствие конкуренции, а вместе с
ним - стимулов для развития.
Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей
Рожков считает, что новая версия технического задания позволит
получить более объективную картину того, как государству следует
поступить со своими активами. Предыдущий сценарий,
сконцентрированный на консолидации государственных активов,
аналитик считает слишком политизированным: "Я не знаю, был ли этот
вариант исключительно мерой по противодействию несговорчивости
акционеров "Домодедово", либо это было желание кого-то в
правительстве контролировать весь авиационный узел. Если лобби
этого чиновника уменьшилось, то, скорее всего, эта идея будет
отложена на второй план", - сказал А.Рожков в беседе с
корреспондентом "АвиаПорт".
Эксперт полагает, что эффект от
консолидации был бы "сомнительный" и, с экономической точки зрения,
проигрывает альтернативным. "Аэропорты расположены друг от друга
очень далеко, связывать их дополнительными транспортными коридорами
не эффективно. Это потребует затрат, сопоставимых со строительством
большого аэропорта", - объясняет свою точку зрения
А.Рожков.
По его словам, в этот раз внимание
чиновников может сконцентрироваться на варианте использования
концессионных механизмов: "Из газетной риторики заметно, что
акционеры "Домодедово" ищут взаимовыгодные условия соглашения по
строительству этой полосы с условием финансирования большей части
строительства именно за счет денег акционеров "Домодедово". Этот
сценарий, мне кажется, устраивает правительство. Будет, скорее
всего, найден устраивающий всех сценарий: государство не тратит
деньги на новую полосу, но в то же время гарантирует акционерам
"Домодедово" определенную доходность".
Для "Шереметьево" и "Внуково"
консолидация, по мнению Рожкова, тоже не стала бы выгодной. "Те
причины, которые назывались чиновниками в качестве основных:
предоставление части мощностей одного аэропорта другому, -
недостаточное объяснение. Это может проходить и на условии
договоров о сотрудничестве".
Генеральный директор Компании "Аэропорт
Инвестментс" Сергей Детенышев полагает, что отказаться от
первоначального варианта правительство решило из экономических
соображений: "Раньше вообще предполагалось применение только
административных решений. Возможно, когда дело дошло до
экономических расчетов, они оказались неубедительными. Из ТЗ видно,
что решение не принято и правительство рассматривает различные
варианты управления собственными активами. Это не может не
радовать, что предлагается принять взвешенное обоснованное решение
на счет этих аэродромов, а не административное", - говорит
С.Детенышев.
Заместитель генерального директора ИК "Регион"
Анатолий Ходоровский полагает, что включение в ТЗ альтернатив
консолидации госактивов - это результат дискуссии, развернувшейся в
профессиональном сообществе после публикации первого варианта:
"Содержательно это ничего не изменит. Будут разработаны несколько
вариантов, вопрос в том, какой из них будет выбран. Моё личное
мнение, что консолидировать разрозненные, не приспособленные для
консолидации активы ни технически, ни физически невозможно. Как
консолидировать: выкупить у частных инвесторов "Домодедово" и 25%
"Внуково"? В бюджете средства на подобную консолидацию не
предусмотрены. В ТЗ всего лишь отражен некий градус авиационной
дискуссии, которая шла последнее время", - говорит эксперт.
http://www.aviaport.ru/news/2012/12/18/245821.html