Mergers.ru: «ТПС недвижимость» приобрела 50% в «Энерго-строе» только на время проведения строительства в аэропорту «Шереметьево»
По данным газеты «Ведомости», «ТПС недвижимость»
приобрела 50% в «Энерго-строе» по сделке репо с обязательством
обратной продажи после завершения строительства в «Шереметьево»
терминала В и подземного перехода между терминалами северной и
южной зоны аэропорта.
«Сделка совершена исключительно с целью
обеспечить исполнение обязательств генерального подрядчика и
целевое расходование средств», – заявил председатель совета
директоров «ТПС недвижимости» Александр Пономаренко. По условиям
сделки «ТПС недвижимость» не имеет права на получение дивидендов
или иной выгоды от владения долей в «Энерго-строе».
Терминал В и межтерминальный переход обойдутся в
$630 млн. Это крупнейшие объекты, которые должен построить в
аэропорту к чемпионату мира по футболу 2018 г. «Шереметьево
холдинг», ставший этой весной контролирующим владельцем
международного аэропорта «Шереметьево» в ходе консолидации его
активов.
«Шереметьево холдинг» через TPS Avia принадлежит
Аркадию Ротенбергу, трасту, действующему в интересах семьи
Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько.
«ТПС недвижимость» входит в TPS Real Estate
Holdings (строит и управляет торговыми центрами в России и на
Украине), 66,6% которой принадлежит трасту, действующему в
интересах семей Скоробогатько и Пономаренко, а 33,3% контролирует
сын Ротенберга Игорь Ротенберг.
«Шереметьево» 13 марта выбрало «Энерго-строй»
генподрядчиком терминала и тоннеля. 50% в нем «ТПС недвижимость»
получила 27 апреля, следует из данных ЕГРЮЛ. До нее 99% долей
«Энерго-строя» принадлежало голландской компании «Дина груп Б. В.».
Но и она сама стала владельцем подрядчика только 9 марта. До этого
он принадлежал российским структурам турецкой строительной компании
Renaissance Construction.
У продавца есть обязательство выкупить обратно
50% «Энерго-строя», в договоре же определена и цена обратного
выкупа, говорит человек, близкий к «ТПС недвижимости».
«Получается, владение генподрядчиком и контроль
за денежными потоками только на время строительства, а потом
избавляются от ненужного актива – красивая идея, – говорит
гендиректор «Штрабаг» Александр Ортенберг. – С применением такой
схемы в России раньше не сталкивался».
«В мировой практике такая схема используется, но
в России я ее не встречал», – соглашается управляющий директор
Strategy Partners Group Александр Ованесян.
«Скорее всего доля в подрядчике
куплена и будет продана обратно по цене, близкой к рыночной.
Все-таки покупатель получает, пусть и на время, сложный и
немаленький актив, возможность принимать решения, он должен нести и
риски», – рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков.
Если в результате строительства
объектов компания получит прибыль, то временный владелец должен
получить компенсацию за свои усилия. И наоборот, если проект
окажется убыточным, он должен разделить
ответственность.
Так что наверняка договор репо
предусматривает несколько вариантов условий обратного выкупа в
зависимости от итогов проекта, рассуждает Рожков. Ортенберг
оценивает весь «Энерго-строй» в 1,6–1,9 млрд руб., исходя из его
финансовых показателей за 2014 г. (более поздних данных
нет).
Кто стоит за «Дина груп», не известно.
Гендиректор «Энерго-строя» Владимир Бузин и менеджер «Шереметьево»
говорят, что она принадлежит двум физлицам из России.
Топ-менеджер компании строительной отрасли
уверен, что это ничего не значит, а реальным владельцем по-прежнему
может оставаться Renaissance Construction.
«Только четыре компании прошли жесткий
предквалификационный отбор «Шереметьево» и получили право подать
ценовое предложение, в том числе три турецкие и Strabag. Ценовое
предложение в январе подали только Limak и Renaissance
Construction, у последней было более выгодное, она могла лучше все
рассчитать, так как проектировала терминал В и тоннель», –
объясняет он.
В январе гендиректор «Шереметьево» Михаил
Василенко говорил, что в тендере участвуют австрийская Strabag,
турецкие Limak и Renaissance Construction.
«Весь рынок знает, что победила Renaissance
Construction. Сначала «Шереметьево» сообщило, что генподрядчиком
выбрана Renaissance, через несколько часов аннулировало сообщение,
а потом заявило, что выбран «Энерго-строй», – напоминает источник,
знакомый с ситуацией. Это могло быть сделано, чтобы упростить
работу, рассуждает он.
После введения антитурецких санкций строительным
компаниям с турецким капиталом надо на каждый проект получать
разрешение российского правительства, а сроки для такого проекта
очень сжатые – всего два года.
http://mergers.ru/news/TPS-nedvizhimost-priobrela-50-v-Jenergo-stroe-tolko-na-vremya-provedeniya-stroitelstva-v-ajeroportu-Sheremetevo-60599