Новости
2  Апреля  2002
Журнал Нефть и газ - Евразия
РОССИЯ И ОПЕКПитер Лаваль*
Журнал “НЕФТЬ и ГАЗ Евразия”
№ 1 февраль-март 2002 года

События конца прошлого года заставили членов международного нефтяного картеля ОПЕК всерьез задуматься о собственном будущем. Экономический спад в США и набирающая обороты антитеррористическая кампания в Афганистане вызвали у арабских государств, входящих в ОПЕК, состояние, близкое к панике. Каждое из этих событий в отдельности, возможно, не слишком бы огорчило ОПЕК, если бы не одно “но”: руководствуясь новыми политико-экономическими реалиями, Россия, похоже, всерьез решила бороться за лидерство на мировом нефтяном рынке. Совершенно очевидно, что у нее нет ни малейшего повода защищать интересы картеля, так что за внешней готовностью к сотрудничеству, скорее всего, скрывается желание поскорее “расправиться” с ОПЕК. По-видимому, многие с нетерпением ожидают именно этого исхода “поединка”, так что, за исключением королевских семей с Аравийского полуострова и их некоронованных союзников, “кончина” ОПЕК едва ли кого-нибудь всерьез расстроит.

В этом случае, остается только найти ответ на вопрос, чего же в действительности хочет Россия? Ответ прост – занять подобающее ей место среди экспортеров нефти. Россия намеревается сменить Саудовскую Аравию на “посту” ведущего производителя этого продукта и имеет возможности претворить свои планы в жизнь в самом недалеком будущем. В этом случае Россия станет достойным преемником СССР, который в 1991 г. был лидером среди экспортеров нефти, добывая 15,8 % мирового экспортного продукта – то есть такой объем, который Иран и Саудовская Аравия могут поставить сегодня только общими усилиями.

Но если все сказанное выше – правда, то зачем нужны какие-то переговоры, встречи, соглашения и проч. дипломатическая атрибутика? Почему Кремль открыто не заявит о том, что ему безразличны проблемы ОПЕК, и что Россия должна отстаивать свои собственные интересы? Причины, по которым российское руководство воздерживается от подобных заявлений ясны – развязывать целую “войну” в условиях экон6омической и политической нестабильности никому не хочется. К тому же, анализировать все возможные последствия падения цен на нефть – дело весьма неблагодарное. К примеру, российскому правительству пришлось рассматривать три варианта бюджета, учитывающих возможные колебания цен на нефть. Страны, входящие в ОПЕК, скорее всего, тоже были вынуждены прибегнуть к аналогичным мерам.

Кроме того, не следует забывать и о том, что новая Россия стремится стать “цивилизованным” членом мирового сообщества и усиленно ищет пути сближения с Западом. Возможность устанавливать цены на нефть является для Москвы тем самым “рычагом”, который может быть успешно использован в отношениях с новыми партнерами, в частности, с США. Конечно, страны пока еще только присматриваются друг к другу, хотя похоже, что для Владимира Путина уже давно не является откровением тот факт, что российская энергетическая политика может стать одним из ведущих факторов, определяющих расстановку сил на мировой политической сцене. В любом случае, на сегодняшний день ситуация для России складывается весьма благоприятно, и очевидно, что российский Президент постарается максимально ее использовать.

Однако, говоря об интересах России на мировом рынке, не следует забывать о том, что в российской нефтяной политике имеются для противоборствующих “лагеря” – правительство и компании-производители. Со стороны может показаться, что эти два “лагеря” постоянно выясняют отношения между собой. На самом же деле стороны выясняют только один – принципиальный вопрос: кто должен представляет Россию в экспортных сделках. Правительство, похоже, считает, что защита национальных интересов является прерогативой государственных структур. По существу, подобное убеждение небезосновательно, поскольку защита государственных интересов является прямой обязанностью этих структур. Что же является “обязанностью” компаний-производителей, вопрос спорный. Бесспорным является только то, что нефтяные компании контролируются акционерами, следовательно, обязаны отстаивать их интересы.

Кроме того, не следует забывать и о том, что каждый из производителей имеет свои частные интересы, не всегда совпадающие с интересами государственных структур. К тому же, когда премьер Касьянов говорит о российском нефтяном секторе, следует помнить, что речь идет о компаниях, находящихся на разных стадиях развития и отличных по своему финансовому положению. В такой ситуации трудно предположить, что все компании будут руководствоваться какими-то абстрактными “общими” интересами. Гигант “ЛУКОЙЛ”, к примеру, заинтересован в расширении сети сбыта собственной продукции и с этой целью активно участвует в американских и восточноевропейских проектах, в то время как “Сибнефть” не является значительным экспортером и, следовательно, очень зависима от колебаний цен на внутреннем рынке. Пожалуй, из всех перечисленных компаний-производителей только у “ЮКАСа”, вложившего огромные средства в развитие собственных экспортных возможностей, интересы более или менее совпадают с правительственными планами.

Вместе с тем, возможность увеличения собственных доходов может стать связующим звеном между государственными интересами и интересами производителей. Налог на экспорт нефти является одним из основных источников дохода федерального бюджета. По мере роста напряженности в ряде арабских стран-членов ОПЕК, российские производители получают реальный шанс увеличить свои экспортные мощности. Собственно говоря, вопрос “что же нам теперь делать?” уже не вызывает серьезных разногласий. Несмотря на утрату статуса супердержавы после распада СССР, у России сегодня есть шанс обеспечить себе достойное место не только в политическом, но и в экономическом сообществе. Процветающая Россия, интегрированная в мировую экономику навряд ли будет восприниматься западными странами как потенциальный противник, скорее наоборот – они будут видеть в ней надежного партнера, с которым можно и нужно вести дела. По-видимому, это и является целью, которой руководствуется российский Президент, стремящийся укрепить позицию в мире.

Одним из наиболее неприятных моментов для стран-членов ОПЕК в данный момент является набирающая мощь антитеррористическая кампания Вашингтона. Большинство арабских стран, входящих в ОПЕК, не отличаются демократизмом, а их правительства не пользуются популярностью. В частности, после событий 11 сентября Саудовская Аравия оказалась в крайне затруднительном положении - в то время как дома от правительства ожидают поддержки “исламских идеалов”, мировое сообщество пытается определить степень причастности Саудовской Аравии к распространению религиозного экстремизма. Что и говорить, ситуация для королевской семьи складывается критическая. По аналогичному сценарию развиваются события и в других арабских странах, входящих в ОПЕК. К тому же совершенно очевидно, что без Саудовской Аравии влияние картеля на мировом нефтяном рынке существенно снизится. Невольно напрашивается вывод об уязвимости партнерских отношений с ОПЕК. Зависимость от арабской нефти может привести к весьма неприятным последствиям, следовательно, будущее за более надежными поставщиками, и цена уже не играет основополагающей роли в выборе партнера. В этих условиях Россия явно находится в выигрышной позиции.

Возвращаясь к вопросу о взаимоотношениях между Россией и США, можно с уверенностью предположить, что поддержка Москвой антитеррористической кампании в Афганистане имеет, прежде всего, экономическую подоплеку. Бесспорным является и тот факт, что военное присутствие США на территории бывших советских республик воспринимается многими как удар по национальному престижу России. Однако, абстрагируясь от ура-патриотической риторики, несложно понять, что в этой “игре” разыгрывается гораздо более серьезная “карта” – а именно, реальная возможность выхода на новые экспортные рубежи. Объективно, Россия сегодня не в состоянии поддерживать порядок на южной границе, и если вопросами “правопорядка” будут пока заниматься ВВС США, России это может оказаться только на руку. К сожалению, мало кто в состоянии оценить ситуацию именно с этой позиции, несмотря на то, что у США едва ли имеются какие-нибудь “долгосрочные” стратегические интересы в данном регионе. Влияние России здесь складывалось в течение веков под воздействием многих, в том числе и геополитических, факторов, оно традиционно сильно, так что навряд ли кратковременное присутствие американских солдат, решающих конкретную стратегическую задачу, может серьезно повлиять на расстановку сил в регионе.

В то же время очевидно и то, что Россия под руководством Владимира Путина следует по пути сближения с Западом. Возможно, что подобная политика продиктована необходимостью – понимания бесперспективность иного пути в мире, где “правят бал” США и их союзники, Президент Путин выбрал этот курс с целью защиты национальных интересов России. В любом случае, политикам, как с “той”, так и с “другой” стороны следует поддержать российского Президента. Какими бы ни были мотивы, по которым Россия примкнула к антитеррористическому альянсу, нельзя осуждать главу государства за то, что он стремится отстаивать государственные интересы.

В то же время, нельзя игнорировать и тот факт, что интересы России и США во многом совпадают. Для ОПЕК нарушение Россией обязательств по ограничению экспорта нефти едва ли станет откровением – подобная практика вполне соответствует “почетным” традициям картеля. Для России же возможность следовать собственным курсом в условиях перестройки и реорганизации национальной экономики чрезвычайно важна. “Рассорившись” с ОПЕК, Россия сможет существенно пополнить бюджет за счет увеличения собственной доли в мировом экспорте нефти. Вместе с тем, США сегодня крайне нуждается в надежных партнерах, способных удовлетворить энергетические потребности страны. Возможно, что именно нефтяной экспорт станет для России и США тем самым фундаментом, на котором будут строиться новые отношения между этими двумя странами.

В любом случае, на сегодняшний день, российский рынок является чрезвычайно перспективным с точки зрения выгодного размещения капитала, и потому инвесторам, ищущим удачных сделок, следует начать прицениваться к российским компаниям.

 

 

*Питер Лаваль. Руководитель исследовательского отдела международной брокерской фирмы IFC Metropol Москва. За последние 20 лет Питер успел поработать не только в России, но и в странах Восточной Европы. Среди компаний, в которых он работал, есть такие известные имена, как Wood & Company и “Альфабанк”. Питер Лаваль также является автором ряда публикаций, освещающих проблемы российской экономики и политики.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.