Антон Иванов
Скандалы, забастовки, укрепление национальной
валюты и неудачный менеджмент приведет Hyundai Motor Co. к краху.
По крайней мере, так считают корейские эксперты. Русские аналитики
успокаивают, что банкротство компании не скажется на потребителях.
Аналитик компании Woori Investment and Securities Ан Су-Вунг в
своем докладе, опубликованном в рамках промышленного форума
корейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности,
сообщает, что только два из десяти опрошенных им брокеров оценивают
перспективы Hyundai Motor Co. как позитивные. «Вопрос в том, сможет
ли Hyundai выдержать конкуренцию на мировом рынке на фоне
постоянного укрепления национальной валюты и снижения продаж на
корейском рынке», – говорит аналитик. – Исходя из сегодняшней
ситуации на рынке, ответ один: у Hyundai нет будущего». При этом
автоаналитики приводят достаточно убедительные аргументы. Не
стихают и скандалы вокруг руководства компании. На прошлой неделе
обвинители потребовали приговорить главу совета директоров Hyundai
Motor Co. Чун Монг Ку к шести годам тюремного заключения. 69-летний
Чун Монг Ку был арестован в апреле 2006 года по обвинению в
получении взяток на общую сумму около 70 млрд вон ($74 млн) и
организации специального фонда, средства которого шли на подкуп
правительственных чиновников. Чун Монг Ку, который был освобожден
под залог в 1 млрд вон ($1,04 млн), сейчас ждет вердикта суда.
Приговор должны огласить 5 февраля. Это не единственный скандал
вокруг политики компании. Hyundai Motor Co. также грозит $25 млн
штрафа за нарушение антимонопольных законов. Кроме последствий этих
скандалов, у компании еще две серьезные проблемы: постоянные
забастовки рабочих и растущий курс национальной валюты. В прошлом
году 33 дня простоя из-за забастовок стоили компании 115 124
автомобилей. Это больше, чем Hyundai продала за весь 2006 год в
России. Как считает выступивший на форуме исследователь Корейского
института экономики и торговли Чо Чеол, когда корейская вона
поднимется, южнокорейские автопроизводители начнут нести серьезные
потери на мировых рынках. За последние 12 месяцев рост курса
составил в среднем 5%. За тот же период времени акции Hyundai Motor
Co. потеряли треть своей стоимости. Если курс корейской валюты
поднимется еще на 13%, он достигнет обозначенного экспертом
критического рубежа. При этом Hyundai уже не способна предлагать
существенно более низкую цену. Так, в США «пустой» Hyundai Accent
стоит на $600 дороже Toyota Yaris, а Sonata всего на $1–2 тыс.
дешевле Toyota Camry. Hyundai Motor Co. надеется решить проблему
зависимости от курса южнокорейской валюты, переведя значительную
часть производств в другие страны, – в 2005 году заработал завод в
городе Монтгомери американского штата Алабама, а в апреле 2008 года
начнет работу завод в Пекине. Но пока время играет на руку
конкурентам. На этой неделе Hyundai должна подвести итоги
четвертого квартала. Как прогнозируют опрошенные Reuters аналитики,
чистая прибыль компании составит 482,6 млрд вон ($514,2 млн). Это
почти на 30% меньше, чем год назад. В российском представительстве
Hyundai от комментариев воздержались, сообщив лишь, что в нашей
стране позиции Hyundai достаточно прочные, и только перебои в
поставках автомобилей не позволили корейскому автопроизводителю
обогнать по числу проданных машин занявший первое место Ford. В
прошлом году было реализовано 100 685 автомобилей, что составляет
10,7% от общего числа проданных в России иномарок. Это на 15%
больше, чем в позапрошлом году. Однако, как считает аналитик
компании ИФК «Метрополь» Александр Жуков, российские успехи Hyundai
на глобальном уровне не способны коренным образом влиять на
положение компании. Впрочем, Жуков считает, что у Hyundai,
занимающей шестое место среди крупнейших автопроизводителей мира,
достаточный запас прочности.Такого же мнения придерживается
и консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев:
«У корейских автопроизводителей была проблема с тем, что они сильно
зависели от внутреннего рынка. Однако в последние годы они
переориентировались на экспорт, и в этом заключается ключ к
успеху». Проблемы с курсом национальной валюты переживают не только
корейцы, но и немцы. Тоже самое касается и скандалов, которые
бывают во многих компаниях. Когда выйдет на полную мощность завод
Hyundai в Америке, и заработают новые производства в Китае и Индии,
позиции корейского автогиганта должны стать более прочными. Это
долгосрочные перспективы, и они принесут свои плоды. К тому же цена
машины – не единственный фактор успеха. Покупатель становится более
требовательным, и тут курс на улучшение качества, который выбрала
Hyundai, тоже верен, как и интеграция с Kia, с которой у Hyundai
уже есть общие платформы, отмечает Бончев. По словам управляющего
директора компании AG Capital Managment Александра Агибалова, в
случае банкротства такой большой компании, как Hyundai, ее активы
будут продаваться. Возможно, не целиком, а по частям, как было,
например, с Daewoo. Но вообще, так как эта отрасль очень социально
ответственная, и на предприятиях Hyundai работает много людей,
правительство Кореи до последнего постарается не допустить такого
развития. Если банкротство все же произойдет, изменения вряд ли
быстро коснутся потребителей. У компании есть действующие
обязательства и контракты.