Надежда Фролова и Наталья
Мельникова
ОАО "РЖД" <RZHD03>, стоимость которого
оценивается более чем в 1,7 триллиона рублей, в рамках приватизации
может разместить акции на фондовой бирже Лондона в 2015-2016 годах,
пишет в среду газета Independent со ссылкой на слова главы РЖД
Владимира Якунина.
Правительство РФ в июне утвердило окончательный
план приватизации крупных активов, согласно которому 25% минус одна
акция РЖД планируется продать в 2012-2013 годах. Глава
железнодорожной монополии тогда же заявил, что считает нереальной
приватизацию 25% минус одна акция компании в 2012-2013 годах и
делать это надо после 2015 года, когда будет завершен
запрограммированный этап реформирования и стабилизация на
финансовых рынках. При этом Якунин добавил, что, если власти сочтут
необходимым продавать акции именно в эти сроки, "будем думать, что
будем делать".
ВСЛЕД ЗА ТРАНСКОНТЕЙНЕРОМ
В интервью Independent Якунин сказал, что Лондон
является предпочтительным местом для размещения, и, по его личному
мнению, одним из аргументов в поддержку размещения акций на бирже
является проведение IPO российского железнодорожного контейнерного
оператора ОАО "ТрансКонтейнер" <TRCN>. IPO "ТрансКонтейнера",
как сообщалось, состоялось осенью 2010 года. Монополия продала
инвесторам 35% акций оператора из своего пакета 85% и привлекла 388
миллионов долларов.
"Мы работаем в Лондоне много лет, и мы знакомы
этому рынку. (...) Я отдаю предпочтение этому месту, здесь самые
серьезные инвесторы", - сказал Якунин, добавив что за три года
ситуация может измениться.
Глава РЖД не исключил, что может быть принято
решение о размещении части акций РЖД в Лондоне и части - в
России.
НЕ БОЛЬШЕ 10-15%
Аналитики, опрошенные агентством "Прайм",
считают, что при IPO РЖД стоит продавать инвесторам не более
10-15%.
По предварительным расчетам
аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, вся компания может быть
оценена в 1,5-1,7 триллиона рублей.
"Поэтому даже 10-процентного пакета,
оцененного в 150 миллиардов рублей, может оказаться достаточно для
первичного размещения. Это создаст высокую ликвидность и не вызовет
избытка предложения акций", - поясняет он.
Елена Сахнова из "ВТБ Капитал" отмечает, что РЖД
очень крупная компания и стоит размещать на IPO не более
10-15%.
"Большой пакет сразу тяжело будет разместить", -
полагает она.
Правительство, по мнению Сахновой, будет
настаивать на том, чтобы размещение РЖД прошло и в России, и в
Лондоне.
Игорь Голубев из Номос-банка <NMOS> и
Никита Мельников из "Атона" добавили, что для инфраструктурной
естественной монополии реализация пакета более 25% нерезонна.
РЕАЛИСТИЧНЫЕ СРОКИ
Говоря о возможных сроках приватизации РЖД,
аналитики в беседе с агентством "Прайм" отмечают, что наиболее
логично размещение в 2015-2016 годах.
"Я думаю, что мы реально говорим о 2016-2017
годах, а может быть даже и 2018 годе", - говорит Сахнова.
Аналитики "ВТБ Капитала" и "Атона" отмечают, что
РЖД пока еще в целом не готовы к IPO. В частности, реформа РЖД
выполнена только на половину, приватизированы не все "дочки",
либерализация локомотивной тяги не начата.
Аналитик "Метрополя" соглашается,
что сроки приватизации РЖД в 2015-2016 годах выглядят вполне
адекватными.
"К этому времени будет больше
ясности в отношении доходов компании, которые сейчас фактически
определяются ежегодной индексацией тарифов", - добавляет
он.
Аналитик "Номос-банка" вторит коллегам, что
размещение в 2012-2013 году является мало реалистичным исходя из
ряда причин.
"Структура компании должна претерпеть некоторые
изменения плюс сложившаяся конъюнктуры фондовых рынков и довольно
смутная перспектива на ближайшее время вряд ли могут позволить
монополии озвучить намеченное, а размещение любой ценой вряд ли
интересно как для правительства, так и для монополии", - рассуждает
Голубев.
При этом он добавляет, что IPO РЖД, как одной из
основополагающей в российской экономике компании, должно вызвать
весомый интерес у инвесторов.
http://www.1prime.ru/news/articles/-201/%7BCB090C0B-D8DB-4770-9A03-E726269B26AA%7D.uif