Никита Рябцев
В июле 2006 года были осуществлены свободные
полеты и полеты «на привязи» в районе Сатинского учебного полигона
географического факультета МГУ М.В.Ломоносова в Боровском районе
Калужской области. В полетах участвовали тепловые аэростаты,
относящееся к классам АХ.7 и АХ.10 по международной классификации.
В полетах приняли участие президент Федерации воздухоплавания
России Ю.Таран, пилоты О.Лопатков и В.Жаринов, заместитель декана
географического факультета МГУ по учебным практикам А.Панин,
начальник практики А.Сучилин и другие сотрудники МГУ, которые и
будут оценивать возможности использования аэростатов в учебном
процессе. В случае положительного заключения уже на следующий год в
полетах смогут принять участие и студенты географического
факультета МГУ.
Учебный эксперимент осуществляется
совместно географическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова,
Русским географическим обществом, Федерацией воздухоплавания России
при финансовой поддержке инвестиционной финансовой компании
«Метрополь» и личном участии генерального директора компании
«Метрополь» М.В.Слипенчука, выпускника географического
факультета. Руководитель проекта – В.М.Федоров, ведущий
научный сотрудник МГУ, пилот теплового аэростата.
На Сатинском учебном полигоне учебной практикой
завершается I учебный курс студентов географического факультета
МГУ. Практики проводятся по таким дисциплинам, как метеорология,
геоморфология, геодезия и картография, ландшафтоведение,
гидрология, биогеография и др. Использование тепловых аэростатов в
практике по метеорологии представляет, например, возможности по
инструментальному определению метеорологических параметров
(барометрическое давление, температура, влажность и т.д.) по
высотам, составлению вертикальных профилей метеорологических
элементов. Тепловой аэростат, оснащенный современной цифровой фото-
и видеоаппаратурой, предоставляет возможности по созданию
крупномасштабных аэрофотоснимков района учебного полигона. Подобная
аэрофотосъемка долины реки Протвы, овражной сети, распространения
лесных массивов создает возможности как для получения нового
материала для изучения динамики геоморфологических процессов,
растительного покрова и ландшафтов, так и новые методические
возможности изучения географических систем и процессов. Кроме того,
с использованием аэростатов формируется новое географическое
мировоззрение. Все это, с учетом возникающего позитивного
эмоционального восприятия, может способствовать повышению качества
и эффективности университетского географического образования, что
приобретает особую значимость в связи с реализацией приоритетного
национального образовательного проекта.
Эксперимент по определению возможностей
использования аэростатических летательных аппаратов в практике
российского и, вероятно, мирового географического образования
проводится впервые.