Наталья Гриб, Кирилл Мельников
Правительство изменило порядок выплаты роялти по
проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», реализующимся на условиях
соглашений о разделе продукции. По распоряжению премьера Владимира
Путина операторы этих проектов с 2011 года должны будут выплачивать
роялти в денежной форме, а не газом. По мнению экспертов, это
решение ставит под угрозу финансовую стабильность проектов.
В опубликованном распоряжении премьера Владимира
Путина говорится, что по предложению Минэнерго государство с 2011
года будет получать роялти в счет платежей в рамках проектов
«Сахалин-1» и «Сахалин-2» в денежной форме.
Соглашение о разделе продукции (СРП) — это
договор между инвестором и государ-ством, позволяющий инвестору
предпринимать крупные, долговременные и рискованные инвестиции.
Цель СРП заключается в определении условий и положений, относящихся
к разведке и разработке ресурсов путем замены существующего
налогового режима и режима лицензирования договорными положениями,
сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта. С
мая 2009 года также распоряжением правительства операторы проектов
могли выплачивать госдолю продукцией. При этом в декабре 2009 года
«Газпром» был определен уполномоченной организацией по сбору
роялти. Предполагалось, что поступающий газ будет использоваться в
программе газификации Дальнего Востока.
В соответствии с СРП, Россия сохраняет право
собственности на все нефтяные и газовые ресурсы в рамках проекта.
Компании, которые разрабатывают эти ресурсы, инвестируют капитал,
необходимый для разработки месторождений, и выплачивают России
бонусы. Однако главный минус СРП содержится в его базовом принципе:
государство получает свою долю прибыли от эксплуатации
нацио-нальных природных ресурсов только после того, как инвесторы
возместят собственные зат-раты. В случае увеличения расходной части
российский бюджет неизбежно несет потери. Ставка роялти по проектам
СРП разнится: «Сахалин-1» — 8%, «Сахалин-2» — 6%. При этом в СРП
записано, что приоритетными считаются расчеты в рамках проекта
газом (нефтью), а расчеты деньгами возможны, но указаны в качестве
крайней меры.
Проект «Сахалин-1» включает разработку
месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги с извлекаемыми запасами
307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Участники —
американская Exxon Neftegas Limited (30%, оператор проекта),
«Роснефть» (20%), индийская ONGC (20%) и японская Sodeco (30%).
В рамках проекта «Сахалин-2» осваиваются
Пильтун-Астохское и Лунское месторождения с извлекаемыми запасами
150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа. Акционеры —
«Газпром» (50% плюс 1 акция), Royal Dutch Shell (27,5%) и японские
Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Оператор — Sakhalin Energy.
Но в схеме расчетов продукцией были найдены
изъяны. Источник, близкий к Минфину, рассказал „Ъ“, что в бюджете
не предусмотрен механизм уплаты налогов в товарной форме, при этом
ведомство заинтересовано в денежных выплатах. Министр финансов
Алексей Кудрин предложил «Газпрому» внести поправки в Бюджетный
кодекс либо оформить все постановлением правительства, пояснил „Ъ“
источник, близкий к монополии. С соответствующей просьбой к
правительству глава «Газпрома» Алексей Миллер обратился осенью.
Однако вопрос был решен в пользу Минфина, чтобы не создавать
прецедентов расчетов с бюджетом «натурой». «В соответствии с
бюджетной политикой, мы переходим от натуральной формы к
денежной»,— подтвердил „Ъ“ пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий
Песков.
Как это произойдет, ни в правительстве, ни в
«Газпроме» уточнить не смогли. Источник „Ъ“, близкий к монополии,
пояснил, что ее дочерний «Межрегионгаз» в июле уже заключил с
оператором проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy соглашение о
коммерческих условиях закупки газа с его последующей реализацией.
Наблюдательный совет оператора проекта его одобрил. Однако теперь в
экстренном режиме сторонам придется заключать новый договор,
уточнил собеседник „Ъ“.
Александр Назаров из ИФК «Метрополь»
полагает, что проблем с определением стоимости газа для перерасчета
в денежную форму не будет: стороны будут использовать котировки и
ориентироваться на фактические цены. Но Максим Шеин
из «Брокеркредитсервиса» поясняет, что условия СРП предусматривают
расчет с государством газом в рамках долгосрочных контрактов сроком
на 25 лет. А новые расчеты роялти в денежной форме с бюджетом
формально противоречат СРП и ставят вопрос о финансовой
стабильности проекта.