"АвтоВАЗ" отказал миноритариям Завод не внесет в устав размер
выплат по привилегированным акциям
Глеб Столяров
САМАРА -
Менеджмент "АвтоВАЗа" продолжает отказываться фиксировать в уставе
размер выплат по привилегированным акциям "АвтоВАЗа". Этот вопрос,
как и год назад, не вошел в повестку дня собрания акционеров.
Юристы называют действия менеджмента завода правомерными. Но
аналитики отмечают, что при должной настойчивости миноритарные
акционеры, настаивавшие на включении этого пункта в устав
предприятия, смогут добиться своего. В 2003 г. "АвтоВАЗ" выпустил
699 889 автомобилей. Чистая прибыль предприятия по РСБУ в 2003 г.
составила 4,65 млрд руб. На выплату дивидендов за 2003 г. завод
направит 631,55 млн руб. , из которых 465 млн руб. достанутся
владельцам привилегированных акций. По данным инвесткомпании
"Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его менеджмент, 8%
принадлежат Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия.
До 2002 г. "АвтоВАЗ" гарантировал выплату дивидендов по
привилегированным акциям в размере 10% от чистой прибыли, после
чего этот пункт был вычеркнут из устава. Владелец 4000 акций
автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige
AB (197 000 акций) подали иски в суд с требованием признать это
решение недействительным. Цобенко выиграл в двух инстанциях, а HQ
Fonder Sverige - в одной. Как сообщила пресс-служба "АвтоВАЗа",
совет директоров не вынес на повестку дня очередного собрания
акционеров вопрос о возвращении пункта устава компании, который
прописывает формулу расчета дивидендов по привилегированным акциям.
По словам сотрудника пресс-службы, юридических обоснований
восстанавливать этот пункт устава нет. Представитель "АвтоВАЗа"
утверждает, что закон "Об акционерных обществах" не обязывает
компанию прописывать формулу расчета дивидендов на
привилегированные акции, если в уставе указана стоимость,
выплачиваемая их владельцам в случае ликвидации общества. Адвокат
Виктора Цобенко и HQ Fonder Sverige AB Валерий Шумилин отказался от
комментариев по поводу решения совета директоров "АвтоВАЗа",
сославшись на запрет на контакты с прессой со стороны своих
клиентов. Гендиректор юридической компании "Ринкон-Гамма" Олег
Осипенко считает правомерными действия "АвтоВАЗа". Он указывает,
что закон предусматривает возможность, но не обязательство компаний
включать в устав пункт, фиксирующий размер дивидендов. "Но в любом
случае нужно руководствоваться последними решениями суда", -
добавил он. "Если у миноритарных акционеров есть решение суда о
неправомерности исключения из устава пункта о дивидендах, они снова
могут попытаться в рамках исполнительного производства надавить на
совет директоров через суд", - говорит партнер юридической фирмы
"Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин. С юристами согласна
аналитик ОФГ Елена Сахнова. По ее словам, имидж "АвтоВАЗа" как
компании, гарантирующей фиксированные прибыли своим инвесторам, был
потерян еще тогда, когда автозавод исключил пункт о "префах" из
устава. "Я уверена, что
"АвтоВАЗ" будет выплачивать больше 10% по привилегированным акциям
только до тех пор, пока миноритарии будут продолжать борьбу", -
говорит Сахнова. Денис Нуштаев, аналитик ИК "Метрополь", полагает,
что, несмотря на первый отказ "АвтоВАЗа", миноритарным акционерам
все-таки удастся повлиять на "АвтоВАЗ" через ФСФР. Он напоминает,
что это ведомство недавно указало предприятию на необходимость
внести пункт о формуле расчета дивидендов по привилегированным
акциям в устав. "ФСФР не может приказать "АвтоВАЗу" внести пункт в
устав, но может настоятельно рекомендовать это сделать, - считает
он, - и не исключено, что "АвтоВАЗ" все же сдастся". В ФСФР
комментариев на решение менеджмента "АвтоВАЗа" вчера получить не
удалось.